В 2013 году жители японского провинциального городка Ивами префектуры Тоттори были крайне удивлены неожиданным притоком туристов — путешественники, в основном молодые девушки, приезжали сюда со всех концов страны. Только доля проката велосипедов в городе по сравнению с прошлым годом увеличилась в четыре раза! Что же такого произошло, что привлекло в этот симпатичный, но в целом не избалованный вниманием туристов город столько молодежи? Рассказывает Полина Гуленок.
Разгадка оказалась проста — Ивами послужил прототипом места действия вышедшего в том же году аниме «Вольный стиль!» про плавательный клуб старшей школы, которое завоевало огромную популярность среди девушек. Разумеется, многим юным поклонницам захотелось побывать в городе, где жили их любимые герои, и лично увидеть места, с которых были срисованы пейзажи, которые можно наблюдать в аниме.
Местный отдел по культуре и туризму быстро сориентировался в ситуации, и в Ивами были организованны автобусные туры по местам, засветившимся в аниме, организована продажа эксклюзивных аниме-сувениров, специальные гостиничные предложения для девушек и даже целый тематический фестиваль, посвященный сериалу. Маленький город, прежде стоящий вдали от популярных туристических маршрутов, расцвел на глазах, получив свою долю внимания и отличную возможность для развития туристической инфраструктуры города.
Подобные случаи не единичны — «аниме-туризм» давно стал значимым элементом развития внутреннего туризма в Японии — ведь авторы аниме и манга сейчас часто срисовывают место действия своих историй с реальных мест. Например, прототипом местности, где живет главный герой аниме «Тетрадь дружбы Нацуме» о ёкаях (японских духах и божествах), послужила префектура Кумамото — родина Юки Мидорикавы, автора оригинальной манга. А за прообраз деревни Хинамидзава, которая является центром событий аниме «Когда плачут цикады» была взята историческая деревня Сиракава-го в префектуре Гифу — автором были тщательно скопированы все местные пейзажи и достопримечательности.
Строго говоря, явление это не новое — еще в далеком 1975 году Хаяо Миядзаки, тогда еще молодой талантливый сотрудник студии Zuiyo Enterprises лично ездил в Швейцарию, чтобы достоверно отобразить природу в аниме «Хайди — девочка Альп». Но массовый характер «копирование» мест из реальности в аниме-сериалы приобрело уже ближе к нулевым, во время стремительного роста популярности аниме про повседневность, когда выяснилось, что создавать абстрактный реалистичный город «с нуля» для фонов аниме куда более сложный, долгий и затратный процесс, чем рисование с натуры.
Об аниме-туризме впервые заговорили в 90-х, а наибольшую популярность он приобрел уже в нулевых, когда у фанатов появилась возможность обзавестись портативными фотоаппаратами, чтобы запечатлевать те самые заветные места, и блоги, чтобы делиться своими находками с другими любителями аниме.
В Японии подметили схожесть явления аниме-туризм с паломничеством, назвав его «сэйти дзюнрэй» — «паломничество по святым местам». Строго говоря, «сэйти дзюнрэй» может быть и путешествием, например, по местам съемки известных киносериалов или фильмов, но чаще это понятие все же употребляют именно в связи с аниме-туризмом. Вообще, паломничества как массовое явление Японии распространились еще в средние века, вместе с распространением буддизма — сотни и тысячи людей совершали путешествия через всю страну по маршрутам, в которые входило посещение определенных храмов и священных мест. Так что у современных «паломничеств» имеются глубокие исторические корни.
При этом нельзя не отметить, что аниме-туризм — не только стихийное явление. Это ещё и действенное средство маркетинга, активно использующееся для привлечения туристов в регионы Японии — причем таким образом развивается не только внутренний туризм, но и внешний — например, на сайте «Японской национальной туристической организации» (JNTO) можно найти раздел на японском и английском языках, посвященный маршрутам по мотивам популярных аниме-сериалов. Кроме того, с 2016 года в Японии функционирует «Ассоциация аниме-туризма», куда входят, например, дистрибьютор аниме Kadokawa Corp., туристическое агентство JTB Corp. и Japan Airlines.
Направлены подобные программы, разумеется, прежде всего на привлечение молодежи. Для этого подключается активная информационная поддержка СМИ и соцсетей, украшение города баннерами и плакатами, связанными с популярным аниме, в котором засветился данный город, организация мероприятий — фестивалей, викторин, конкурсов и игр (в том числе и связанных с посещением достопримечательностей города). Печатаются специальные карты для фанатов, на которых отмечены места, которые присутствовали в конкретном произведении. И, конечно же, активно продаются эксклюзивные сувениры на соответствующую тематику.
Фанаты получают возможность погрузиться в атмосферу любимого аниме и побывать в местах, где жили их любимые персонажи и происходили знакомые им события, прикоснуться к миру «по ту сторону экрана»… А представители города, в свою очередь, прилагают все усилия для того, чтобы сделать их поездку яркой и запоминающейся — ведь тогда людям, возможно, захочется приехать снова!
Так, провинциальный город Васиномия в префектуре Сайтама получил прибыль, измеряющуюся миллионами йен, благодаря аниме «Lucky Star», героини которого живут в городе, срисованном с Васиномии — и фанаты продолжают приезжать сюда, хотя аниме это давно ушло с экранов ТВ. А сравнительно недавно в центре внимания оказался город Хида, пейзажи которого вдохновили Макото Синкая на его полнометражное аниме «Твое имя» — туристы приезжают не только с разных концов Японии, но и из-за рубежа!
При этом плакаты, карты и листовки с любимыми аниме-героями, которые украшают город и распространяются среди туристов, обычно включают также информацию об истории города и его достопримечательностях, так что к маркетинговой функции ненавязчиво подключается образовательная. Например, студия, выпустившая аниме «Бродячие псы литературы» (в русском прокате — «Проза бродячих псов»), в котором прототипами основных персонажей выступают известные японские писатели, активно сотрудничает с литературными музеями и культурными центрами. Такая маркетинговая стратегия направлена не только на популяризацию конкретного аниме и музеев, но и на развитие культуры чтения среди молодежи.