ybMaCjHrBw7RNiNuY

«Паразиты»: сюрреалистический фильм, победивший в Каннах

«Паразиты»: сюрреалистический фильм, победивший в Каннах / рецензии, кино — Discours.io

Когда в последний раз вы смотрели корейское кино? Пожалуй, кроме показов «Поезда в Пусан» и «Пылающего», широкого проката южнокорейского кино, действительно стоящего и зрелищного, в последние годы не было в принципе. «Паразиты» — редкое исключение. Его покажут более чем в 70 городах России, начиная с 4 июля.

«Паразиты» — лауреат Каннского кинофестиваля, заслуживший 20 минут стоячих оваций и восхищение всей европейской кинопублики. Говорить об этом фильме весьма сложно в силу неожиданности сюжетного хода — сам режиссер, культовый на родине Пон Джун-хо, настойчиво просит не спойлерить. В центре сюжета — типичная неблагополучная семья, живущая на грани нищеты в сыром подвале, пытающаяся поймать соседский Wi-Fi, взгромоздившись на сломанный унитаз (единственное место, где есть сигнал). Они мечтают о лучшей жизни, параллельно занимаясь сборкой коробок для местной пиццерии, но и это делают плохо. Судьба решила дать им второй шанс, познакомив с семьей местных богачей. И кто в этой истории паразиты? Главные герои, подвальные бедняки, пропахшие тухлым подвальным воздухом — или местные богачи, ведущие исключительно светскую жизнь?

«Паразиты»: сюрреалистический фильм, победивший в Каннах

«Паразиты» придуманы и сняты с основательностью: две противоположные по своему положению, но схожие по своей паразитарности семьи оказываются в роскошном изолированном от мира доме наедине с собой. Однако Чжун-хо не тратит время зрителя на межличностные отношения персонажей, все больше углубляясь в откровенный фарс. Именно так, лучшее слово, описывающее «Паразитов» — «фарс». Возможно поэтому фильм в контексте прочего фестивального кино кажется гораздо более приземленным и простым, но именно эта нелепость происходящего на экране и добавляет картине необходимые обворожительность и притягательность.

В картине высмеивается буквально всё — от современного искусства и высокой кухни до Северной Кореи и семейных традиций. Вопрос о том, кто прав, а кто виноват, уходит сам собой — таковых просто не существует. В этом плане фильм кажется моральной изнанкой «Магазинных воришек» — гуманистичного японского кино о социальных низах. Оба фильма описывают в чем-то схожие ситуации, но если «Магазинные воришки» делают это с любовью к человеку и состраданием, то «Паразиты» — с холодной усмешкой.

«Паразиты» — это бесконечный поток авантюр, в котором зрителю очень сложно предугадать, к чему приведет то или иное событие. Такой своеобразный аттракцион.

Трейлер фильма «Паразиты», 2019

С технической стороны фильм почти безупречен — кадр нестандартный и запоминающийся, а операторская работа удивляет своими приемами. Режиссер уверенно мешает жанры, поэтому «Паразиты» — это и социальная драма, и комедия, и триллер, а сюжет сюрреалистичен и оттого прекрасен. Для Чжун-хо нет больше арт-хауса и блокбастера, смешного и грустного — здесь всё и сразу. Кроме того, автор картины открыто иронизирует над собой, прямо говоря голосом одного из главных героев «это так метафорично!».

Мир несправедлив и над этим можно и нужно посмеяться — где еще встретишь такой подход, как не в корейском кино?