Qkp8xzHjp5oj4uNtj

Исцеляющее искусство. Что такое арт-терапия и как она лечит психические расстройства?

«Абстрактно-декоративная игра», карандаш / Из коллекции  «творчества душевнобольных» психиатра Ханса Принцхорна / Исцеляющее искусство. Что такое арт-терапия и как она лечит психические расстройства? — Discours.io

«Абстрактно-декоративная игра», карандаш / Из коллекции «творчества душевнобольных» психиатра Ханса Принцхорна

По рисунку можно понять свой психотип и выявить ментальные проблемы — подавленные агрессию и страхи, чувство одиночества, симптомы ПТСР и многое другое. Психиатры практикуют арт-терапию ещё с середины XIX века, но своего расцвета она достигла только несколько десятилетий назад. Из-за чего зародилась арт-терапия и как работают её главные техники, рассказывает педагог-психолог и арт-терапевт Екатерина Ямщикова в статье о развитии терапевтической практики, её влиянии на общество и психику индивида.

Специалистка объясняет, почему лечение искусством возникло в разных странах одновременно, что о творческой сублимации говорили Фрейд, Юнг и другие выдающиеся психоаналитики, как выглядят скульптуры и картины людей с ментальными особенностями, а также делится историями из практики коллег о том, почему люди становятся стервозными, как проекции мешают сближаться друг с другом, что рисунки бытовых предметов могут рассказать о человеке и как отыскать своё идеальное пространство.

«Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается целебным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс.»

Карл Роджерс.

Арт-терапия — это направление в психотерапии, которое помогает клиенту решать свои ментальные проблемы с помощью различного искусства, например, живописи, драматерапии, библиотерапии (исцеление верой), песочной (рисование с помощью песка) и глиняной терапии. Эти методики называются «порогопонижающими», потому что ои снижают тот порог стыда и страха, которые возникают перед людьми, когда они начинают выражать себя путем творчества. Тем не менее, самый популярный метод арт-терапии — это рисование. О нем и будем говорить в этой статье.

Как и зачем появилась арт-терапия?

История развития арт-терапии началась в 1938 году, когда британский врач и художник Адриан Хилл лечился от туберкулеза в британском санатории. Заскучав в палате, Хилл обратился к рисованию абстрактных импрессионистских форм для поднятия душевного спокойствия, и спустя два месяца неожиданно быстро пошел на поправку.

Адриан Хилл служил в Почетной артиллерийской роте во время Первой мировой войны и был первым художником, которому Имперский военный музей поручил запечатлеть конфликт на Западном фронте. Между 1917 и 1919 годами Хилл сделал 180 рисунков пером и тушью
Адриан Хилл служил в Почетной артиллерийской роте во время Первой мировой войны и был первым художником, которому Имперский военный музей поручил запечатлеть конфликт на Западном фронте. Между 1917 и 1919 годами Хилл сделал 180 рисунков пером и тушью, показывающих примеры разрухи во Франции и Бельгии и работу войск разных национальностей в окопах

Решив опробовать свою методику на других, он стал создавать группы по живописи среди пациентов санатория. Сотрудники санатория, поняв, что практика рисования работает, позвали Хилла преподавать искусство пациентам. Среди проходящих лечение было множество солдат, вернувшихся со Второй мировой. Адриан Хилл признавал, что война не только разрушительна физически, но и наносит ущерб «разуму, телу и надеждам», и что психологическое исцеления может быть с помощью искусства. Он считал, что практика искусства «в болезни и в состоянии здоровья» может отвратить общество от войны, сделав нас более духовными. Во время практики с солдатами Адриан обнаружил, что процесс создания искусства не только отвлекает пациентов от травм и болезней, но и помогает высвободить эмоции, тревогу, прожить болезненные воспоминания на новый лад.

Спустя несколько лет, в 1942 году, Хилл придумал термин «арт-терапия», а подробнее свою работу описал в книге «Искусство против болезней». Там он пишет: «Когда физическое сопротивление пациента было самым низким, это каким-то образом успокаивало „животное эго“ и позволяло творческим силам „духовной сущности“ проявляться в произведениях искусства». Благодаря исследованиям Хилла арт-терапия стала развиваться в Великобритании после Второй Мировой.

Картина Адриана Хилла «Руины между лесом Бернафей и Марикуром»
Картина Адриана Хилла «Руины между лесом Бернафей и Марикуром»

Уже в 1969 году была создана американская арт-терапевтическая ассоциация. Ее организовала группа художников во главе с Эдит Крамер, которая разрабатывала новые методики для людей с поведенческими и эмоциональными отклонениями, в 50-х преподавая арт-терапию детям и подросткам в коррекционной школе. В своих научных работах Крамер поднимала вопросы утраты ребенком идентичности в современной цивилизации, чувства опустошенности, искаженной интерпретации реальности, агрессии и защитных механизмов психики и пришла к выводу о том, что что часто молодые люди не могут объяснить словами то, что чувствуют, но могут выразить это в искусстве, поэтому успех терапии можно измерить визуальным продуктом. Похожими исследованиями, что и Эдит Крамер, занимались и российские психотерапевты, правда намного раньше.

Почему в России терапия искусством развивалась обособленно?

Зарождаться арт-терапия в России начала ещё в 1908 году. Философский смысл творчества и физиологические процессы, которые при этом участвуют, изучали врач-терапевт, невролог Александр Яроцкий и психиатр Владимир Бехтерев. В 1908 году Яроцкий в книге «Идеализм как физиологический фактор» рассматривает предпосылки психосоматических заболеваний и приходит к выводу, что через перерождение личности может выздоравливать и тело человека. Описывая лечение идеалами, Яроцкий предлагает культивировать в сознании пациентов возвышенные вдохновляющие цели и задачи, концентрироваться на самостоятельности подопечного, внимании и любви к окружающим, гармонизируя душевное состояние, воздействуя на эстетическую природу человека формами живописи. Свою методику Яроцкий назвал арететерапией (от греч. arete — «добродетель»).

Еще в 1876 году Владимир Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее — раздражает». В 1902 году книге «Психика и жизнь» ученый пишет о том, что музыка способна «успокоительно действовать на самые сильные душевные страдания», «укреплять нервные силы, ободрять, приподнимать угасшие нервы, уменьшать истерию». Исследовав терапевтические возможности музыки, её влияние на сердечно-сосудистую, двигательную и центральную нервную системы, в 1913 году Бехтерев создает комитет по изучению музыкотерапии, участники которого (Сеченов, Корсаков, Догель и другие) пришли к выводам, что положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, стабилизируют человека, приводят его к катарсису и мобилизируют резервные силы. Примерно в то же время педагог-психолог Лев Выготский пишет книгу «Психология искусства», в которой подтверждает, что творчество — катарсис для человеческой души. Во второй половине XX века музыкотерапия выделится как отдельное направление, но уже не в России, а в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии…

Владимир Бехтерев среди сотрудников Института по изучению мозга и психической деятельности
Владимир Бехтерев среди сотрудников Института по изучению мозга и психической деятельности

В период СССР, к сожалению, российская психотерапия стагнировала — индивид начал восприниматься лишь как винтик в системе, личные переживания и ощущения не считались важными в обществе, строящем социализм, а психические проблемы стигматизировались — люди боялись карательной психиатрии и того, что справка о психическом расстройстве могла лишить их работы и уважения в обществе. После затишья в 1997 была создана российская арт-терапевтическая ассоциация, целью которой стало всестороннее развитие арт-терапевтической науки и практики в РФ путем объединения субъектов профессиональной арт-терапевтической деятельности — арт-терапевтов, психотерапевтов, психологов и других специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку по арт-терапию, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих арт-терапевтическую и психологическую помощь. Сейчас в ассоциации состоят 300 специалистов с компетенциями в изобразительном творчестве и психологии. Самым популярным арт-терапевтом в России является Александр Копытин. Он учредил международного журнала «Исцеляющее искусство», в котором специалисты обмениваются методиками и опытом, создал оригинальную отечественную модель системной клинической арт-психотерапии (САТ), которая рассматривает личность как целостный биопсихосоциальный феномен, который формирует индивидуальный опыт.

Как арт-терапия стала популярной за Западе?

В конце 20 века во всём мире изменилась социокультурная ситуация. Переход от индустриального образа жизни к постиндустриальному, изменение приоритетов у человека (больше не обязательно рабочего, преимущественно горожанина) добавили обществу новые проблемы — ускорение темпов глобализации, ухудшение экологии и, как следствие, повышение уровня тревожности людей. В таких обстоятельствах деятельность арт-терапевтов становилась всё более востребованной.

Со временем общество ищет новое место человека в мире, «космосе». Благодаря открытиям бихевиористов, развитию экзистенциальной и гештальт-терапии изменяется массовое отношение к психическим расстройствам. Теперь доктор становится не отстраненным человеком в халате, цель которого лечить медикаментами и ставить диагнозы, а человеком, который готов сопереживать клиенту, принимать его индивидуальность и не считать «инаковым».

«Три головы», мел / Картины из коллекции «творчества душевнобольных» психиатра Ханса Принцхорна
«Три головы», мел / Картины из коллекции «творчества душевнобольных» психиатра Ханса Принцхорна

Примером такого либерального поворота стали США, где арт-терапия продолжила развиваться и во время Второй мировой, и в послевоенное время — сначала методики практиковались на бывших солдатах с посттравматическими расстройствами, а в дальнейшем — с детьми и подростками, в медицине и социальной работе. К концу 90-х в университетах по всей стране открылись программы, обучающие арт-терапии. В Калифорнии, в частности, возникло множество интересных форм художественной активности, близких к арт-терапии: барабанный кружок для женщин, переживших сексуальности насилие, кружок банджо для ветеранов Вьетнама и т. д.

Любой вид современной арт-терапии настраивается на индивидуальность клиента, и, какую бы методику вы ни выбрали, она будет направлена на то, чтобы раскрыть ваши фантазии и реальные таланты.

О чём говорит теория арт-терапии?

Психолог Маргарет Наумбург описывает арт-терапию как преодоление страхов с помощью рисования. В своем эссе она пишет: «[во время арт-терапии] человек вступает в соприкосновении со своим „индивидуальным бессознательным“, общается с ним с помощью образов». Согласно идее Наумбург, изображение своего Я помогает человеку справиться с ментальными расстройствами, ведь так человек лучше узнает себя, сталкивается с подсознанием. По её мнению, первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не с помощью речи. Получается, нам гораздо проще выразить переживания на бумаге, нежели сказать словами.

«Дьявол» из дерева — работа подопечного Ханса Принцхорна Карла Бренделя с диагнозом шизофрения
«Дьявол» из дерева — работа подопечного Ханса Принцхорна Карла Бренделя с диагнозом шизофрения

Похожих идей придерживался и немецкий психиатр и собиратель творчества людей с психическими особенностями Ханс Принцхорн, который начал практиковать арт-терапию ещё до её официального создателя Адриана Хилла. Принцхорн пришел к выводу, что такое творчество отражает самые «мучающие» конфликты. Например, пациента, который боялся преследований, на картине изображал «толпу». Устанавливая связь между психическим заболеванием и образным мышлением пациента, Ханс Принцхорн разработал собственные идеи о творчестве людей с ментальными заболеваниями. Он выделил шесть основных импульсов, стимулирующих возникновение художественного образа: желание выразить себя, игру, потребность что-то украсить (декоративность), стремление что-то упорядочить и склонность к подражанию. Для Ханса Принцхорна создание образа обусловлено сильным желанием человека оставить некий след:

«Когда мы покрываем лист бумаги каракулями, когда ребенок раскладывает разноцветную гальку на своем пироге из грязи или когда мы сажаем цветы в наших садах — общим для всех этих совершенно разных видов деятельности является обогащение внешнего мира элементами восприятия».

Один из пациентов Ханса, Карл Брендель, родился в Тюрингии в 1870 году, а в 1982 году был приговорён в тюремному сроку за нападение, нанесение побоев и материального ущерба. Затем, после несчастного случая, Бренделю ампутировали ногу, и его стали посещать галлюцинации. Под присмотром Ханса в 42 года Карл, которому поставили диагноз шизофрения, начал лепить фигурки из хлеба, а затем увлекся резьбой по дереву: его скульптуры часто имели эротический подтекст — Карл любил изображать рельефы животных и его религиозные галлюцинаций, в частности, мотив Христа. Все человеческие фигуры, включая Христа, Брендель изображал гермафродитами. Ханс Принцхорн, работая с этим пациентом, объяснял ему, что его фантазия и талант, а не насилие, и есть способ реализации и проявление себя в мире.

Другой пациент Принцхорна, Август Нетер, родившийся в 1868 году в Швабии, был склонен к галлюцинациям. В школьные годы ему могло пригрезиться 10 000 деревянных фигур за полчаса, которые вписывались в его память. Повзрослев, Август начал воспроизводить их в своих рисунках, которые доктор Принцхорн назвал «трезвыми и точными». Таким образом, рисуя свои страхи, Август постепенно начал выздоравливать.

«Чудесный пастух», карандаш / Работа подопечного Принцхорна Августа Нетера
«Чудесный пастух», карандаш / Работа подопечного Принцхорна Августа Нетера

Американская последовательница Адриана Хилла Эдит Крамер, которая восхищалась фрейдовским идеям о сублимации, считала, что искусство целительно. По мнению Крамер, творчество помогает прожить и выразить внутриличностные конфликты. Терапевт должен мотивировать клиентов доверять себе, исследовать свои творения, а с помощью них и самих себя. Творчество, по Крамер, отражает все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты — то, что исследуют терапевты фрейдовской ориентации во время психоанализа.

«”Я могу нарисовать ее», — часто говорит нам человек о своей мечте: «но я не знаю, как ее выразить словами»», — пересказывает цитаты своих пациентов Фрейд. На становление теории арт-терапии повлияли и мысли ученика Фрейда, Карла Густава Юнга, о персональных символах и активном воображении пациентов.

Вслед за Юнгом, психолог Ролло Мэй говорит о том, что через творчество происходит расширение человеческого сознания. Процесс творчества, по Мэю, следует рассматривать не как результат болезни, а как признак эмоционального здоровья и стремления к самореализации. Психиатр Рональд Лэйнг говорит о психологическом подавлении личности в обществе как о подавлении в семье (первом обществе ребенка). В свою очередь, в книге «Анти-Эдип» или же «Капитализм и шизофрения» философ Жиль Дилез и психоаналитик Феликс Гватари излагают мысль: дети часто обитают в строгой среде, где им запрещают самовыражаться. Они учатся подчиняться, быть покорными и послушными, любить человека, который бьет и подавляет их — и именно таким образом формируется любовь ко всему властному. «Анти-Эдип» говорит нам о том, что подчинение не происходит от нужды, как предполагал Фрейд. Наоборот, подчинение является извне, прививается «снаружи». Поэтому концепция арт-терапии трактуется не как медицинское вмешательство, которое «лечит» человека, а скорее как процесс гармонизации и самореализация человека, его выхода из-под власти социального давления.

Где учатся на арт-терапевтов?

Профессию могут выбрать специалисты, которые имеют диплом творческого вуза по направлениям, связанным с музыкой, скульптурой, литературным творчеством, рисованием. Дополнительно нужно пройти курсы профессиональной переподготовки в вузе по направлению психолог, чтобы узнать больше о психологии и арт-терапии. Профессиональные психологи с академическим образованием, которые хотят научиться методам арт-терапии, тоже проходят дополнительное обучение. В московском университете МГПУ, МИП и Иматон в Санкт-Петербурге изучаются такие дисциплины как «нейропсихология творчества», «история искусств», «тренинг профессиональной компетенции», «психология развития», «современные методы в психологическом подходе» и т. д.

Без психологической базы арт-терапевтом не стать, ведь это очень тонкая и трепетная профессия. К тому же психотерапевт, который не ходит к супервизору и личному терапевту, не считается компетентным и может навредить клиентам. Также арт-терапевтам важно посещать группы, где коллеги обмениваются опытом.

Как проходит сеанс арт-терапии?

Арт-терапия помогает взрослым при депрессии, тревожно-фобических расстройствах, нарушениях питания, бессоннице, головных болях, проблемах с памятью, вниманием и принятием решений.

Пример работы в технике «монотипия»
Пример работы в технике «монотипия»

Согласно исследованиям Американской ассоциации арт-терапии, час изобразительной деятельности снижает уровень стресса, а половине из 200 госпитализированных с депрессией арт-терапия помогает значительно снизить интенсивность душевной боли и улучшить настроение — процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.

Пример работы в технике «звезда чувств»
Пример работы в технике «звезда чувств»

К тому же, арт-терапия полезна для детей: в процессе работы ребенок получает реальный результат — рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность, а также развивает его гибкие навыки — умение понимать свои эмоции и границы и, как следствие, успешнее социализироваться.

Сеанс арт-терапии длится 50 минут, как и любая терапевтическая сессия. Обычно после 2-3 посещений терапевта у клиента возникает облегчение, а для решении проблемы может понадобится 7-10 сессий. Техник существуют десятки, самые же популярные из них — «звезда чувств», «монотипия» и «одинокий остров».

Популярные техники арт-терапии

  • Во время техники монотипия ставятся кляксы на бумаге, затем на бумагу кладется стекло и сильно прижимается к рисунку. Далее клиент смотрит, на что похоже пятно, и дорисовывает ассоциации. Результаты диагностичны для клиента. Терапевт обсуждает чувства клиента и его ассоциации. Благодаря этим техникам открывается бессознательное подопечного.

  • В технике «звезда чувств» следующий алгоритм: пациенту надо нарисовать круг и поделить его на 8 частей. В одном из секторов клиент записывает эмоцию, которую он чаще всего им испытывается, а в секторе напротив — противоположное чувство. В итоге в круг вписываются четыре пары чувств. Потом эти секторы раскрашиваются интуитивно. Далее нужно назвать чувства, которые изображены, рассмотреть цвета, которыми они обозначены и подумать, как рисунок связан с запросом и текущей жизнью.

  • Одинокий остров. Эта техника помогает людям понять, как обустроить свою жизнь и пространство идеально для себя. При выполнении нужно изобразить остров — вплоть до мелочей нарисовать все самые нужные атрибуты на нем — а далее описать свои чувства от картины и рассказать о них терапевту, чтобы вместе сопоставить их с реальной жизнью и порефлексировать, что мешает клиенту достичь идеального «острова».

  • Визуализация беспокойства помогает снизить тревогу. Ее изображение в виде хаоса, животного или чудища помогает распознать ее. Выполняя технику, требуется поразмыслить над тем, что такое тревога: закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. Задать себе вопросы: «Если бы мне пришлось описать тревогу с чего бы я начал? Есть ли у тревоги тело, голова и конечности? Какого она цвета?» Можно изобразить свое беспокойство с помощью любых художественных материалов.

  • Чтобы снять психосоматические зажимы, нужно нарисовать свое тело и раскрасить его участки разными цветами, к примеру: ногу желтым цветом, живот красным, а шею зеленым — можно также добавить узоры. Затем следует рассказать терапевту, почему части тела обозначены именно такими цветами, и вместе прийти к объяснению эмоций, которые вызывает рисунок. Например, ощущение груза на спине может быть симптомом заниженной самооценки, а частые мигрени — проявлением склонности к сверхконтролю.

Как и почему действует арт-терапия? Примеры из практики психологов

На примере книги Удо Баера (педагог, философ, практикующий психотерапевт) «Терапия творчеством» можно увидеть клинический случай терапии искусством. Автор уже много лет проводит активную образовательную, исследовательскую и практическую деятельность в различных регионах Германии. В рекомендованной студентам-арт-терапевтам работе Баер пишет:

«Большинство пациентов бояться проявить свое „истинное лицо“ из-за неприятия их родителями и другими значимыми близкими. Такие люди всегда ходят „в маске“, их страшит близость. „Подойди ко мне, но оставайся в стороне, ведь я боюсь сближения“, — такой посыл исходит от людей, которые остерегаются выражать себя. Арт-терапия помогает отобразить свое Я — клиенту предлагают выразить, то, что первое придет в голову, но он теряется, начинает спрашивать „а как?“».

Вот небольшой пример консультации Удо Баера из книги:

«Когда Г. закончил работу, он был очень удивлен тем, что в конце концов возникло на листе бумаги. Это был дом с забором, аккуратно выверенный, а по периметру листа была рама. Он заметил: „Я все время старался быть правильным и корректным, но мне это не удавалось. Я так часто ощущаю в себе давление все делать правильно, и сейчас мне очень грустно от осознания этого“. Потом клиент добавил: „Рамка вокруг картины — это ведь тоже я. Во мне очень много твердых, прочных рамок, много внешнего, фасадного. Вокруг меня много стен, это перестало меня удовлетворять, и поэтому я здесь — на терапии“».

Такой «инсайт», как принято говорить в психологических кругах, пришел клиенту с помощью арт-терапии. Пациент берет кусочек прожитого на сессии в жизнь, интегрирует инсайт в свой опыт. Понимание, которое клиент получает от терапевта, постепенно помогает пациенту принимать себя и понимать, например, что при выборе партнера ему сильно мешают рамки, которые засели у него в голове. Если человек ищет идеального спутника жизни, проработав с терапевтом свою «неидеальность», он сможет принять и чужие неидеальные черты характера.

Благодаря творчеству в рамках арт-терапии клиент может попытаться приоткрыть двери в свой мир. По мнению многих клиентов и терапевтов, «настоящая» терапевтическая работа происходит уже «после» творческой работы. Клиент не сразу может принять и осознать «замечания» терапевта. Это доказывает еще один клинический пример из книги Удо Баера:

«Клиентка Л. не в ладах сама с собой. Она рассказывает, что в последнее время в личной жизни и особенно в профессиональной сфере она стала строптивее и непокорнее. „Противореча и возражая другим людям, — говорит она, — я очень усложняю свою жизнь“. Клиентка ощущает и характеризует себя как „вредную“, „стервозную“ — и не хочет такой быть. Я спрашиваю Л., что значит для нее быть „стервозной“ и знает ли она других „стервозных“ людей. Но разговор на эту тему не приносит каких-либо результатов. Расположившись на полу напротив друг друга, мы начинаем рисовать карандашами на большом листе бумаги. Л. рисует длинные улицы, по которым в обе стороны движутся грузовики. Я „противоречу“ ей, веду себя строптиво и „стервозно“, всякий раз вставая у нее на пути. Клиентка рисует автомобиль, плывущий через реку. Я в ответ рисую стаю крокодилов, взявших автомобиль в кольцо. Женщина рисует новую улицу. Я продолжаю быть „стервозным“ и устраиваю камнепад, заваливая эту улицу камнями. Внезапно Л. прерывает рисование и убирает свои карандаши. После нескольких минут молчания и бездействия женщина рассказывает, что ей стало очень грустно: „Когда ты рисуешь препятствия на моем пути, я очень быстро внутри себя сдаюсь. И хотя пытаюсь еще что-то предпринять, но уже знаю, что это бессмысленно, что я все равно проиграю“», — так терапевту с помощью рисунка удается обнаружить суть проблемы пациентки — она боится трудностей, поэтому сама создает их себе и другим людям.

С помощью различных методик терапевты могут продиагностировать своих клиентов, познакомиться с их психикой и личными границами через метафорические картины. Так, у нас в группе перед сессией было задание, связанное с выявлением личных границ: надо было нарисовать на бумаге свой «идеальный дом» — понять, будет ли забор, сколько в доме окон, нужен ли чердак — а после отрисовки поделиться размышлениями на тему собственного дома. Если высокий забор закрывает дом, это говорит о интровертированности автора. Если же тот, кто изображен в окне дома, постоянно наблюдает за прохожими и что-либо выкрикивает, значит, человек хочет находиться в центре внимания.

Исцеляющее искусство. Что такое арт-терапия и как она лечит психические расстройства?

Сокурсница из МГПУ (направление: психолог-арт-терапевт) проходила несколько личных консультаций у арт-терапевта очно. Она пришла с запросом агрессии на близких и ощущением одиночества в толпе. Оказалось, что эти два чувства связаны между собой. Терапевт предложил Саше нарисовать несколько предметов: кухонную утварь, предмет гардероба, растение, вещь, без которой не обойтись в трудных условиях. Саша выбрала нарисовать их ручкой. По итогу получились чашка с минималистичным дизайном и красивой формы, черное вечернее платье, аленький цветочек и перцовый баллончик. Далее терапевт попросил рассказать у клиентки про каждый рисунок. Саша с упоением рассказывала про уникальность каждого предмета: кружка, которой ни у кого больше нет, фантастический аленький цветочек и перцовый баллончик, защищающий от недоброжелателей. Арт-терапевт сразу обратил внимание на нарциссический радикал пациентки — свидетельством этому желание девушки быть уникальнее остальных, обладать «богатствами», — а также на базовое недоверие к миру. То, что Саша все нарисовала ручкой, говорит о её желании не перетруждаться. Такая диагностика помогла определить нужный вектор лечения, ведь клиента пришла с запросом агрессии и одиночества: ощущая себя уникальнее других, невозможно чувствовать себя частью социума, в свою очередь агрессия берется от запрета выражать собственные эмоции.


Таким образом, арт-терапия становится проводником к бессознательному, в игровой форме знакомит человека с собой, помогая расставлять приоритеты и решать волнующие проблемы. Наверное, у многих арт-терапия ассоциируется с детскими «каляками-маляками» и кажется не такой эффективной, как психоанализ или гештальт- и когнитивно-поведенческая терапия. Однако, хотя этот метод терапии не панацея всемирному ментальному здоровью, она — очень особенный путь, который помогает человеку лучше понять себя, открыться миру и свободнее разделять свой опыт с другими. Творчество всегда приводит к расширению уровня личной свободы. Поэтому, позволяя себе больше на бумаге — мы позволяем себе больше и в жизни.

Чтобы изучить основы арт-терапии самостоятельно, можно почитать:

  • Александр Копытин «Практическая арт-терапия»;
  • Дженнингс Сью «Сны, маски и образы»;
  • Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по креативной терапии;
  • Вудроф Дэвид «Точка за точкой»;
  • Эдит Крамер «Арт терапия с детьми».