С июля 1936 года издательство «Детиздат» в Ленинграде, главным редактором которого был Самуил Маршак, начало выпускать ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников, ставший знаменитым. Название ему придумал детский прозаик, автор «Республики Шкид» Алексей Пантелеев — с тех пор его стали называть писателем, который зажёг «Костер». В журнале печатались Маршак, Чуковский, Берггольц, Паустовский, Зощенко и множество других известных писателей, так впервые в СССР именно в «Костре» опубликовал свою поэзию Бродский. Литсотрудниками в журнале работали Сергей Довлатов, Лев Лосев и Сергей Носов. Там же впервые увидели свет «Сказка о потерянном времени», роман «Два капитана», а также переводы произведений зарубежных авторов, среди которых «Чиполлино» Джанни Родари и «Пеппи длинныйчулок» Астрид Линдгрен.
Процесс идеологизации журнала развивался по нарастающей, как и росла его огромная детская аудитория. Если в начале пути тираж журнала составлял 60 тысяч экземпляров, то в шестидесятые насчитывал сотни тысяч, а к концу восьмидесятых перевалил за миллион. «Костёр» продолжает выходить и сегодня, однако золотой век детского литературного журнала прошёл: теперь его тираж составляет всего три тысячи экземпляров. В разное время «Костёр» был органом то ЦК ВЛКСМ, то Союза писателей СССР, но целью его оставалось прививать детям любовь и вкус к литературе и познанию мира: в журнале выходили не только художественные произведения, но и статьи об искусстве и природе, загадки, игры, викторины, конкурсы с читателями и юмористические очерки.
Издательство «Детиздат», не раз менявшее своё имя раз в несколько лет до 1963 года, называли «университетом» для иллюстраторов детской книги. Наши друзья из культурного пространства «Открытый клуб» собрали обложки золотой эпохи журнала и поделились лучшими иллюстрациями, выходившими в «Костре» с 1956 по 1991 годы: на них чёрный кит поедает белого слона, бог Шива танцует с луком, сказочные герои попадают в космос, а туркменские воины скачут на конях над бесконечным ковром жизни. Гротескные фантастические иллюстрации сочетаются в журнале с соцреалистическими изображениями альпинистов, разглядывающих небо в облаках, рабочих-сварщиков, пускающих искры на комсомольской стройке, ракет и самолетов, рассекающих пространство, и пионеров, радостно вышагивающих на параде с розовыми шарами.