fmruj8vC58qE7QMcG
Метаглория
  • Метаглория

Полифоническая поэма Пети Птаха с гипертекстуальным предисловием Яна Выговского.

Аудиоверсия мультимедийной поэмы «Метаглория» Пети Птаха (Петра Шмуглякова), одного из самых заметных русскоязычных поэтов Израиля, отсылает нас сразу к нескольким проблематикам выбранного жанра. Масштабная мультимедийная поэма, создававшаяся на протяжении шестнадцати лет, имеет сразу несколько измерений: пространство сайта, текста в духе рассеивающихся по странице стихотворений близкого к Language poetry Сьюзен Хау, свитка, отсылающего нас к опытам уральского андерграунда в лице Сандро Мокши, а также аудиозаписи, представляющей полифонию голосов, а именно трех дорожек, перемежающихся, накладывающихся друг на друга, о чем немного подробнее.

В процессе восприятия полифонической аудиозаписи поэмы отчетливо становится видна динамика производства речевой ткани: одновременно один из голосов может исчезать, другой продолжаться, третий пытаться выбить единую линию высказывания, вскрывая одновременно его (высказывания) невозможность быть явленным полностью, дискретным сообщением, демонстрирующим движение от лакуны до аудиальной и смысловой наполненности. Здесь вспоминаются опыты фонетической поэзии от первого образца дадаиста Хуго Балля, а также последователей Дусбурга, или Бриана, до полифоносемантических экспериментов Александра Горнона, основанных на одновременном звучании в тексте нескольких смысловых пластов благодаря широкому использованию омонимов и омофонов. Одним из основных отличий Метаглории становится демонстрация одновременного удерживания хаоса языка, а также обращение к теологизации границ последнего, его объективирующей тотальности.

Уже в первой и единственной на сегодняшний день книге Птаха, на которую было обращено незаслуженно малое количество критического внимания (единственный отзыв Кирилла Корчагина является достаточно детальным обзором поэтики автора в герметичной форме) был заметен разрыв между двумя языками, начиная с нечитаемого названия книги до используемых приемов, близких к заумным опытам Алексея Крученых. В прослушивании «Метаглории» мы обнаруживаем метагимн разлому языка в момент невозможности принятия одной стороны, промежутку, испытываемому автором как неизбежному процессу и демонстрируемому свою ментальность и независимость как от деконструирующих вербальное пространство опытов Дада, так и отменяющих в процессе работы с аудиальным пространство означаемого sound poetry.

Ян Выговский