В России вышел в прокат «Кристофер Робин» — первый полнометражный фильм по вселенной Винни-Пуха и его друзей. Степан Бальмонд рассказывает об этом фильме и разбирается, что на самом деле стоит за успехом литературного детища британского писателя Алана Милна.
История, которой не было
В первую же неделю проката «Кристофер Робин» сумел отбить почти половину потраченных на него средств, собрав более тридцати миллионов долларов по всему миру. Секрет коммерческого успеха картины не только в ностальгии, благодаря которой миллионы молодых и не очень зрителей отправляются в кинотеатры, но и в её звёздном составе: одни из главных ролей в «Кристофере Робине» исполнили Юэн МакГрегор (драма «На игле») и Марк Гейтисс (сериал «Шерлок»).
Картина рассказывает о повзрослевшем Кристофере Робине, лучшем друге медвежонка Винни-Пуха и его друзей. Герой милновской сказки предстаёт перед зрителем семьянином, повзрослевшим мужчиной, прошедшим войну. Взрослая жизнь не клеится: неудачи на работе отдаляют Кристофера от жены (Хейли Этвелл) и дочери (Бронте Кармайкл). В это же время мы видим, что и у Винни не всё в порядке: в Лесу на Пуховой Опушке объявился страшный «слонотоп», и все друзья Винни в спешке покинули свои дома, забыв предупредить своего друга о нависшей над всеми ними опасности. Оставшись один, медвежонок отправляется за помощью к своему старому другу — и их первая встреча после долгих лет разлуки меняет жизнь не только самих героев, но и всех, кто их окружает.
Несмотря на простой сюжет, фильм нельзя назвать детским. Смерть отца, война, через которую прошёл Кристофер, наконец, нелюбимая работа, которая фактически лишает его общения с семьёй — все это превращает героя, которого мы помним по книгам и мультфильмам как доброго и дружелюбного мальчишку, в чёрствого, бесчувственного взрослого человека. Его холодность за эти годы стала своего рода защитой от окружающего мира, и особенно ярко, даже пугающе, она проявляется в отношении Кристофера к Винни-Пуху: неловкий плюшевый медведь в поисках мёда крушит дом главного героя и тем самым злит его, а его общительность с каждой новой попыткой заговорить с очередным незнакомцем только сильнее докучает и досаждает Кристоферу, мечтающему вернуть плюшевого медведя обратно в Лес и больше никогда с ним не встречаться.
До определённого момента кажется, что не только самому Винни, но и воспоминаниям, детству и доброте больше нет места в мире «взрослых», где живёт Кристофер. Атмосфера безысходности начинает исчезать ближе к середине картины, когда детская наивность, исходящая из каждой реплики Винни-Пуха, его общительность и жизнерадостность, добродушие, свойственные ему по характеру, превращают героя фильма в совершенно другого человека. Хотя на первый взгляд «Кристофер Робин» рассчитан на небольшую аудиторию — детей и подростков — он тронет и сердца взрослых.
Персонаж Юэна МакГрегора как будто олицетворяет всех нас: людей, которые бесконечно заняты своими делами, людей, у которых нет ни единой свободной минуты, чтобы отвлечься и вспомнить о нашем детстве и о том, что нам было когда-то так дорого. Рутина, которая поглотила нас, как и взрослого Кристофера, заставляет забыть, что в душе у каждого из нас живёт маленький ребёнок, и иногда, чтобы быть счастливым, нужно просто дать ему проявить себя.
Однако, несмотря на свой позитивный посыл, качественную анимацию, прорисовку характеров и внешнего вида персонажей, стоит отметить, что Кристофер Робин в исполнении МакГрегора едва ли имеет что-то общее с реальной историей своего прототипа — Кристофера Милна, сына известного британского писателя Алана Милна, подарившего человечеству сказочный мир Винни-Пуха и его друзей.
Настоящий герой ненастоящей истории
Настоящая история Кристофера Робина была куда более драматичной. Молодой человек своей славой во многом был обязан отцу, Алану Милну. В начале фильма Кристофер Робин, отправившись в школу-интернат, получает известие о смерти своего отца. В жизни же отец Кристофера Робина умер гораздо позже, когда его сыну было уже за тридцать. Британский писатель, фактически ставший автором одной книги, придумал сюжет будущей сказки, наблюдая за игрой своего сына с плюшевым медведем Эдвардом. Изменив имя медвежонка на Винни-Пуха (в честь медведицы Виннипег, которую они с сыном видели в зоопарке), Милн сочинил несколько глав, а его друг, художник Эрнест Шепард, создал к каждой из них собственные иллюстрации, впоследствии изданные в книге.
Произведение Милна стало чрезвычайно популярным, но, как ни странно, вся слава досталась сыну, а не отцу. Весь мир стремился увидеть того самого Кристофера Робина с заветным мишкой, и эта популярность не давала ребёнку прохода даже спустя годы, когда он вырос и попал в интернат — над ним бесконечно издевались сверстники, вспоминая Винни-Пуха и стихотворения Милна, которые тот писал для заработка. О своих тяготах подросткового возраста и конфликтах с ровесниками в стенах учебного заведения Милн в будущем расскажет в своей автобиографии.
«Тогда начались мои сложные отношения с моим вымышленным тезкой — и любовь, и ненависть. Они продолжаются по сей день. Дома я все еще любил Кристофера Робина, я гордился тем, что делю с ним одно имя и на мне — след его славы. Но в школе я начал ненавидеть его, и чем старше я становился, тем сильнее делалась эта ненависть. Знал ли об этом мой отец? Не знаю»
«Когда мне было три, моему отцу было три, когда мне было шесть — ему было шесть. С помощью меня он сбегал из своих пятидесяти»
Юный Кристофер Робин Милн страдал от нехватки общения с родителями. И отец, и мать были поглощены общением с прессой и издательствами, а малыш остался на попечении своей няни Оливии. Период обучения в интернате был одним из самых сложных в жизни Кристофера. Окончив школу, молодой человек отправился на фронт Второй Мировой войны в качестве инженера и был ранен шрапнелью в Италии во время бомбардировки моста, который он строил. После этого Кристофера Милна комиссовали и отправили домой.
Если экранный Кристофер Робин служит, как сейчас бы сказали, менеджером в фирме по производству чемоданов и саквояжей, то настоящий Кристофер перепробовал множество профессий и долгое время не мог определиться с родом деятельности. Во многом эта профессиональная неопределённость стала одной из причин его продолжительной депрессии, в период которой Кристофер как-то отметил в своём дневнике, что у него «есть имя, но нет роли в жизни».
После череды неудачных попыток найти работу он встретился со своей будущей женой по имени Лесли. Девушка приходилась ему кузиной, но он не был знаком с ней до 1948-го года (на тот момент Милну исполнилось 28 лет), поскольку мать Кристофера была в плохих отношениях со всеми своими родными. В этом браке родилась дочь по имени Клэр. В фильме «Кристофер Робин» девочка (которую там зовут Мэделин) предстаёт перед нами прилежной ученицей, не умеющей хорошо «веселиться», что так не свойственно другим детям. Игре она предпочитает книги и рисование, а из развлечений её интересует только большой теннис. Настоящая же Клэр едва ли могла сыграть в подобную игру, так как с детства дочь страдала детским церебральным параличом.
Со своими родителями Кристофер после свадьбы с Лесли практически не общался: они не одобрили его брак, а он не смог простить отцу книг о Винни-Пухе, которые лишили его нормального детства и общения с родителями. Мать же Кристофера никогда не проявляла инициативы в общении с сыном — на похоронах Алана Милна между ними произошла ссора, после которой Дороти наотрез отказывалась встречаться с Кристофером. Даже на смертном одре (Дороти Милн не стало в 1971-м году) она не захотела видеть сына.
Вместе с Лесли Кристофер открыл книжный магазин «Харбур», которому они посвящали почти всё своё свободное время, начиная с 1951-го года. В конце концов Кристофер решил пойти по стопам отца, став писателем — и уже в 1970-х издал свою автобиографию в трех частях. Он умер во сне в возрасте 75 лет. После смерти Кристофера его жена основала фонд помощи детям, больным ДЦП, от которого страдала и ее дочь. В него идет значительная часть отчислений за использование образа Винни-Пуха. Магазин «Харбур» закрылся спустя 15 лет после смерти Кристофера, в 2011-м году, но вскоре его, предварительно выкупив всё старое оборудование, снова открыли уже на свои средства поклонники творчества Алана Милна и его сына Кристофера.