Одиннадцатый выпуск рубрики «Непрозрачные смыслы» представляет поэтический текст-среду поэта и медиатора Дарьи Пасичник. Специальный гость рубрики — Лика Карева, модератор, переводчица и автор текстов блога «Cyberfeminism».
Дарья Пасичник
Дарья Пасичник родилась в Москве в 1994 году. С 2016 года работает Медиатором в VAC Foundation, в 2018 году защитила диплом «Принципы феноменологической философии в поэтической практике А. В. Монастырского (на материале книги „Поэтический мир“)». Обращаясь в качестве исследователя к процессам читательского восприятия как организующему принципу создания поэтических текстов, Дарья также включает феноменологический подход в свои авторские проекты. Опубликованная к Cyberfemzine-02 работа Пасичник предельно красноречива в этом отношении. Учитывая способ их прочтения — скроллинг, и способность к периферийному зрению, эти тексты рассеивают свои фрагменты по плоскости экрана, и, переходя на иные уровни восприятия, перетекают в звук.
Представленная в «Непрозрачных смыслах» подборка, ввиду особенности устройства этой рубрики «Дискурса», функционирующей подобно печатной периодике, оказывается статичным следом, итогом, пусть и конкретного периода (2015-2018), пропущенным через работу организации/структурирования редактора раздела. Между тем, внимание к мелочам — названиям, включающим расширения файлов, видимость сред их сборки — заметки смартфона, личные сообщения в социальных сетях, — погружает в невидимый мир персональных интерфейсов, сокрытых от читателя итоговой версии. Характеристикой текстов внутри этих интерфейсов становится принципиальная незавершённость, текучесть и открытость к изменениям. Словно под воздействием оптической иллюзии, мы оказываемся по ту сторону экрана и видим текст в процессе его написания — в черновом и невероятно хрупком виде. Всё наше внимание обращается во взгляд [gaze], смысловое в тексте уступает место визуальному.
Работа Дарьи медиатором, без сомнения, имплицитно включена в эту подборку. Однако процесс передачи сообщения в ней проблематизируется: на наших глазах составляется письмо, которое может и не достичь своего адресата. Обнажённая схема составления непередаваемых сообщений в социальных сетях — это закрытый цикл автор-экран, на который не раз указывает в подборке Пасичник: «петля», «цикл, воспроизводство нуля», «в кольце». В такой цикл неминуемо входит автор, работая с текстом, который ему не отвечает.
Уже ставшая привычной уху любителя современной послелирической поэзии глаголица постструктурализма (вернее глазу, так как такая поэзия знаменует собой победный марш переродившейся в новых медиа эры Гутенберга, хотя и использует старые формы) продолжает существовать в консервативном формате поэтического вечера и превращает его в мистерию, в которой мы (слушатели, увы, не зрители) остаемся вечными неофитами, крутящимися, как говорил Агамбен, словно шишки и игрушки. Так ставшие привычными постструктуралистские оксюмороны, разрывы, интертекстуальные разноголосицы etc. сталкиваются в текстах или «не-текстах» Дарьи с новыми медиальными форматами (продолжающими развитие живых форматов автобиографии, мемуаров и дневника), одновременно сохраняя старые (копирующие особенности мертвых литературных форм, вроде механической научной статьи или уже умершего — и ныне найденного как артефакт — литературного документа).
Это столкновение не возвращает стариковатой поэзии «нового возвышенного» и с оптимизмом когда-то утраченную исповедальность/авторитарность. Как показывают стихотворения Дарьи, эта попытка утраты осталась неуспешной и местами была саботирована — на самом деле она просто высвечивает пресловутую расколотость. Гораздо интереснее увидеть в представленном корпусе возникающее между этими двумя форматами напряжение. Сами эти тексты — продукты «веселой археологии». Юмор, местами абсурдистский, местами сатирический («то, что ты называешь телесным опытом опыта»), местами скатологический (опа.txt) в тексте всегда связан с самоиронией, которая относится не к автору, его образу, нарратору или чему-либо еще, а к сети, которой сегодня (в эпоху после интеллектуальных боевиков и политических 3D-сказок) и может выступать художественное произведение.
Тексты Дарьи представляют собой иммерсивное шоу, в котором мы, следя за Труманом, сами примериваем на себя его пиджак. Хрупкие и в тоже время гибкие, как сама сеть, постоянно активизирующая/«пассифицирующая» отдельные свои участки, тексты Дарьи представляют драму современных социальных отношений. В ней привычную ранее определенность, ограниченность тела текста снимают «цифровые волны», подобно тому, как возникают поперечные трещины на ровных кристаллических решетках коммуникативного обмена. В этом новом призрачном пространстве, включившем в себя сначала числа, а затем и другие объекты, уже не различимо живое или мертвое, данное в наличии и существовавшее 50 минут назад. Только тени и волны.
Поэтические практики письма последних лет тесно подходят к переосмыслению и, что характерно, — преодолению сложившихся оснований. Поэзия всегда неотрывно связана с поиском новых медиумов (стихотворения Александра Пушкина, использующие форму обращения в письмах как структурную основу; Шарль Бодлер, предвосхитивший в своих циклах современный вид улиц европейских городов; etc.). Начиная с группы УЛИПО, в поэтическом письме начинает меняться сам взгляд на материал письма, в котором слово как единица сменяется на слово как механизм, меняя практику чтения и восприятия. Новейшие практики нелинейной интерактивной литературы вплотную подходят к отмене любых заданных или рождающихся при взаимодействии с текстом ограничений, передавая полученный художественный объект в свободное пользование читателю.
Практика письма сквозь значения и аффекты Дарьи Пасичник соединяет ткань текста с тканью визуальных осколков, оказывающихся в одном пространстве-полотне неслучайно. Это полотно уравнивает в правах пишущего и читающего, превращая каждого воспринимающего в автора. В результате трансформируется пространство высказывания: элементы языка не столько уравниваются с визуальными объектами, сколько постоянно переопределяются, как на уровне восприятия текста, так и на уровне самого бытования — рассеиваются в цифровую среду, из которой возникают.
Рассеивание между_.фрагменты
Среда задумывалась как пространство некоторого равного участия, для которого становится значимым вопрос баланса сил и фокусов (текстовое, визуальное, вариативность «видового» и «ландшафтного»).
Участнику предлагается опыт свободного взаимодействия со средой, через проскальзывание «в между» ритмических узоров, соотношений объектов и полей их концентрации/рассеивания. Тот или иной принцип взаимодействия — от скроллинга страницы в течение нескольких секунд с последующим ее закрытием до попытки «вплетения» в структуры ее систем через поворот экрана, возможности приближения и удаления/открытия страницы на разных гаджетах/чтения отдельных «экранов», преложенных самой средой и т. д. — кажется мне важным принципом участия. Вместе с тем, все перечисленное указывает на то, что формат традиционной »литературной подборки», как и принцип их публикаций, так или иначе сохраняющийся и здесь, не удовлетворяет этим условиям и более представляет собой довольно консервативную форму, которой требуется переработка. Теперь самим »средам» стоит становиться пространствами.