Пять сценариев, которые может снять любой желающий
Поэт Илья Дик написал пять удивительных крохотных сценариев, которые ради эксперимента предлагает снять всем желающим. Тексты устроены по принципу фрактала и рекурсии — как странный сон, в котором время и пространство смещаются и наслаиваются друг на друга. Миниатюры художника похожи на абсурдные сюрреалистичные послания: реплики персонажей оказываются заранее известными, жизнь мужчины превращается в цикличную попытку понять, урод он или идиот, последняя надежда на спасение от ворон вдруг сама становится вороной, а конец произведения приближается к его героине.
В течение последних четырех лет я сочинял крохотные сценки. В итоге осталось три сценария — «Мор», «Диктофон» и «Он приближается». Затем, а именно в последний момент, я дописал еще два: «Урожай моркови» и «Урод/Идиот». Они созданы предельно доступными для постановки: не длятся больше минуты, а для съемок не нужно никаких декораций, актерской игры, монтажа и музыки. Тем не менее это не видео-арт: в каждой сценке содержится сетап-панчлайн. Просто так снимать их самостоятельно я не хочу. Вместо этого я готов предложить сделать это всякому желающему. Просто любопытства ради, что из этого выйдет.
Мор
На стене написаны уместные титры.
Девушка, женщина и т.д. Она идет вдоль стены с граффити. Прижимает к уху телефон.
Мужской голос: Я иду через магазин. Купить что-нибудь?
Она останавливается.
Она: МОР.
Перед ней белая надпись на стене. «МОР».
Он, озадаченно стоит перед стеной с надписью «Я иду через магазин. Купить что-нибудь?»
Диктофон
В кадре перед открытым окном с видом на гору лежит диктофон. Он включен то ли на запись, то ли на воспроизведение. Титры озвучиваются Н.
Мужской голос (М)
Женский голос (Ж)
Неизвестный мужской голос (Н)
Дверной звонок.
Удаляющиеся шаги.
(Ж): Кто там?
(М): Это я.
Дверь открывается внутрь.
В подъезде удаляются шаги.
В прихожей стаптывают снег.
Объятия.
Соприкосновение губ.
(Ж): Не звонил еще?
(М): Пока нет.
(Ж): Проходи.
(М): Как вчера прошло?
(Ж): В смысле, что прошло?
(М): Нет, ничего.
Мне сегодня приснился сон:
я поднимаюсь на гору,
гора разделена на несколько уровней,
на каждом уровне есть прямая дорога,
вдоль которой стоят магазины
и я где-то на середине;
я спрашиваю в магазине проката снаряжения,
где дают лыжи и кислородные маски:
далеко ли ты ушла?
(Н): нет
я видел ее, и она спускалась обратно.
Я был расстроен и озадачен.
(М): Но теперь, когда я вошел, все сложилось.
(Ж): Что сложилось?
(М): Почему он не позвонит.
(Ж): Почему же?
(М): Видишь?
(Ж): Что это?
(М): Это диктофон.
Сейчас я выключу его и ты увидишь.
В кадре появляется рука и выключает диктофон.
Он приближается
Камера снимает открытую книгу, которую читают на ходу. Движения ее хозяйки совпадают с текстом, но видим мы книгу и немного движения вокруг. Она открыта не на самом начале. Мы видим отпечатанные титры. Дальше текст, как в художественной книге.
«Я спешила на остановку и, увлекшись чтением, едва не пропустила свою маршрутку. С трудом поднявшись — она была переполнена — я отложила книгу в сумку, чтобы продолжить, когда освободится место.
Усевшись возле окна, я смотрела, как мимо проматываются дома и деревья, прилипшие к своим местам, как слова в книге нашей жизни. Кто-то заглядывает мне через плечо и, пораженный, отсаживается обратно, чтобы представить, каково это, и сейчас пишет об этом свой рассказ.
Тем временем мне пора выходить: благо маршрутка уже практически пуста, и можно продолжать читать о том, как мои ноги перемещаются по ступенькам вниз, а свободная рука придерживается за поручень.
Наконец-то хорошая погода! Я иду, и необъяснимая легкость и свобода захлестывают летним ветерком. Однако он приближается мне навстречу. Я сворачиваю в ближайший двор, мимо облупившихся качелей и песочницы. Но он приближается.
Я прохожу мимо линии подъездов, где заботливо высажены разнообразные цветы, сворачиваю за угол. Но он все еще приближается.
Я прохожу на пустырь, где хорошо бы смотреть под ноги, однако, я вижу каждый след, каждое ребро торчащей арматуры и выбитый зуб бутылочного стекла. Но он уже близко.
Я прохожу между железными заборами двух школ в оставшийся промежуток, над которым кронами срослись деревья.
Он стоит передо мной.
Я поднимаю взгляд от книги».
Урод/Идиот
(цикличная пьеса)
Поперек сцены дорога. Её собирается перейти Герман. Навстречу ему из-за кулис выходят, споря, (М)ужик и (Т)ётька.
М (Герману): Мужик! Скажи, я похож на урода?
Г (присматриваясь): Нет. Не похож.
Т (мужику): Да господи! Ну ты и идиот! Идём.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я тупой? Может, я ничего не понимаю?
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я идиот?
Г: Нет, наверное, не идиот.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и урод! Отстань от человека! Да что же ты урод такой, а.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я что, урод? Что я, урод конченый какой-то, а сам не вижу?
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я урод? Ты честно скажи, что я, урод конченый?
Г: Нет, наверное, не урод.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и идиот! Отстань от человека! Да что же ты идиот такой, а.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я тупой? Может, я ничего не понимаю! Ничего!
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я идиот? Я идиот!
Г: Нет, наверное, не идиот.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и урод! Отстань от человека! Да что же ты урод такой, а.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я урод? Может, я сам не вижу себя!
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я урод? Да, я урод!
Г: Нет, наверное, не урод.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и идиот! Отстань от человека! Да что же ты идиот такой, а.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я тупой? Может, я ничего не понимаю! Ничего!
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я идиот? Я идиот! Ну и что!
Г: Нет, наверное, не идиот.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и урод! Отстань от человека! Да что же ты урод такой, а.
(уходят)
Навстречу ему из-за кулис снова выходят М и Т.
М(Герману): Скажи мне, я урод? Может, я сам не вижу себя!
Герман стоит, не понимает.
Мужик подходит сам.
М (с вызовом): Я урод? Да, я урод! Ну и что!
Г: Нет, наверное, не урод.
Т (мужику): Блин, Сань, ну ты и идиот! Отстань от человека! Да что же ты идиот такой, а.
(уходят)
И все начинается заново.
Урожай моркови
[Актеры стоят или сидят в комнате. Их лица безмятежны].
Андрей (подходя): почему ты бегаешь и кричишь?
Кристина: Вороны крадут наш урожай моркови.
Голос: Они совсем нас не боятся.
Андрей: …
Кристина: Что же нам делать?
Голос: Их так много. Они так громко кричат.
Голос: Мама испечет морковный пирог.
Кристина: Андрей, нужно что-то сделать! Андрей!
Андрей: Кар.
Кристина: Андрей?
Андрей: Кар-р. Кар-кар!
Голос: почему ты бегаешь и кричишь?
Иллюстрация: Илья Дик