MKSeTzm8oNEZkjBGp

«Мы не жили как граждане, лишь как подданные»: русские писатели о воспитании свободного человека

Заглавная иллюстрация: Яна Климова / Дискурс / «Мы не жили как граждане, лишь как подданные»: русские писатели о воспитании свободного человека — Discours.io

Заглавная иллюстрация: Яна Климова / Дискурс

Утопическая идея свободы волнует людей сотни лет её жаждут, о ней молятся, за неё умирают. Понимание свободы у всех разное: для одних она заключается в отсутствии страха, для других — в возможности без сомнений быть самим собой. Однако, обретя желаемое, люди часто оказываются в растерянности, потому что никто не объяснил им, как жить вне рамок и запретов. 

Нужно ли учить свободе? Как вырастить вольную личность в обществе цензуры, установок и табуированных тем? Публикуем три эссе из антологии «Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории» от издательства «НЛО», в которых Зинаида Гиппиус, Лев Рубинштейн и Светлана Алексиевич — авторы разных эпох и политических взглядов — размышляют о том, почему в России в людях не воспитывают вольность, зачем ограничивать свою свободу, и можно ли быть одновременно свободным и нравственным человеком.

З.Н. Гиппиус «Невоспитанность»

Что делается в мире? Что наше «человечество»? Не приблизилось ли еще к «человекообразию»? Вероятно; только особых успехов, таких, чтобы в глаза бросалось, не видать. Напротив, загремела собака, явственно, на английском языке, пролаивающая каждое свое требование. Требования у собаки пока скромные — собачьи, и люди их охотно исполняют. 

Сами же люди устремились сейчас в первую голову на пространство. Победить — не победить, но «обойти его сторонкой» — иногда удается. Вот было заседание, одно; происходило оно в Лондоне—Нью-Йорке, в один и тот же момент, конечно. Кресел равное количество. В Лондоне пусты те, на которых сидят члены в Н.-Йорке, и обратно. Только что заседание открылось, пустое председательское кресло в Лондоне заорало: «Доброе утро!» — и на нем явилось беспроволочное отображение председателя (сидящего в Нью-Йорке). живые члены тотчас отвечали: «Добрый день!» (в Лондоне-то был уже день) — с тем же успехом своих пустых кресел в Нью-Йорке. Заседание велось и кончилось быстро, о чем растабарывать, и так стало оно в копеечку! 

Впрочем, я в этой — пока — игре ничего злостного не вижу. Цивилизация. Не культура (зачем смешивать), но цивилизация несомненная. 

Если ничего примечательного в мире за последние месяцы не произошло — не случилось ли каких-нибудь перемен в нашем маленьком «частном» мире, русской эмиграции? О России не говорю. Там нечему случаться, пока не случится все (революция). Ее мы, конечно, не просмотрим. Эмиграция же и теперь на виду — и на свободе. С эмиграцией — и в эмиграции — очень могло бы что-нибудь происходить.

Происходит ли? Добросовестно слежу и убеждаюсь, что нет: особенно важного и нужного изменения не происходит. Между тем, прошу заметить! русские эмигранты живут сейчас на такой свободе, какая не только им не снилась, но до сих пор не снится и нормальным гражданам любой нормальной страны. Кроме публичного скандала — все нам позволено. Болтай, что хочешь, публикуй, что в голову придет, ругай любую страну, до своей собственной, — никому нет дела. 

Как же эмигранты с невиданной этой свободой устраиваются? Как с ней справляются? Скажем правду: не справляются. Решительно и положительно: эмиграция — «верхи» ее — со свободой до сих пор не справились. 

Если отодвинуться, взглянуть издали — станет понятнее, почему так вышло. «Верхи» — это ведь все осколки бывшей «интеллигенции»; жизнь их построена была на «непримиримости» к самодержавию и на воздыханиях о «свободе». Но когда вдруг, неожиданно пришла свобода — с фригийской шапочкой на голове (в знаменитом феврале) — они так растерялись, что ее же сами и просадили. Да, да, я знаю, что я говорю. И я утверждаю, что все без исключения интеллигенты, какие только ни были в те годы около «часов истории» (по выражению Керенского) — все приняли участие в этом просаживании. А только ими — различными интеллигентскими группами в различные периоды последнего времени — часы-то истории и были облеплены.

Иллюстрация: Kaye Blegvad
Иллюстрация: Kaye Blegvad

Свободой их словно обухом по голове ударило, и так, еще в оглушении, были они и сюда выкинуты. Сюда — опять в свободу… Посмотрите: странная какая-то — специфическая — неприкаянность чувствуется и в левых, и в правых кругах эмиграции. За что схватиться? Что думать? Что говорить? Что выбрать? Можно — все, а что нужно — неизвестно! 

Старое мнение, что Россия страна «некультурная», имело свои основания. Конечно, некультурная. Ведь сверху донизу Россия не воспитана — в том, в чем воспитание необходимо — в свободе. Эта невоспитанность бросалась в глаза и давала себя знать. Задолго до войны один умный англичанин посетил Россию (прежде посещали ее и умные). Его поразила «свободность» жизни личной, внутренней русского «общества» (интеллигенции) при полной связанности, несвободе жизни общественной. Он ставил оба явления в зависимость друг от друга, хотя разобрать до конца, в чем дело — не сумел, конечно. Для нас оно просто. Человеческое развитие русской жизни не шло нормальным путем. Нормально жизнь внутренняя и внешняя развиваются в какой-то хотя бы приблизительной параллельности. Грубо говоря — «думанье» и «деланье» стремятся к равновесию. Их общий уровень и есть уровень культуры. У нас — и самая оторванность низов от «верхов», и тонкость верхнего слоя имели ту же причину: связанность внешнего не только деланья, но всякого движенья. На верхах, где процесс «думанья» все-таки шел и соответственного «деланья» требовал — эти внешние преграды просто искажали жизнь. Создавалось мало-помалу чувство не ответственности, и — создавалась привычка к безделью. Загнанная внутрь, потребность свободы превращала этот мир личных и полуличных отношений, недосягаемый для «запретов» — в мир какого-то «домашнего роспуска» (что хотел сказать, но не сказал из деликатности англичанин). 

Вот в каком невоспитанном состоянии оказалась часть нашего общества здесь, на полной свободе. Да, поспешат возразить мне, выкинута на полную свободу — но ведь и на естественное, вынужденное безделье? Какое у нас тут может быть деланье? 

Ну, фактом эмиграции свою привычку к безделью — и к роспуску — прикрывать нечего. Да и в области чистого деланья эмиграция уж показала много доброй воли: как она учится работать, строить, бороться за существование! И условия свободы начинает ценить, может быть, безотчетно, бессознательно. 

Но я говорю не об этом деланье. И не о случайном пользовании условиями свободы. Нам необходимо какое-то внутреннее ее постижение, самоприспособленье к ее атмосфере. Это, пожалуй, так же непросто, как выучиться плавать. Есть разные методы обучения этому искусству. Нас — без церемонии, сразу столкнули в воду, вниз головой. Но не вчера столкнули?.. а мы все еще захлебываемся. 

Что значит уметь жить в свободе? Это значит прежде всего уметь самому ее ограничивать. Тут-то и сказывается наша общественная невоспитанность, ибо — кто у нас выучился этому самоограничению? От Струве (чтоб не начать дальше) до Керенского — никто! никто! В нашей «свободе слова», которой мы так добивались и в которую наконец свалились — как мы действуем? Не с привычной ли индивидуалистической «свободностью» крепко ограниченного извне «домашнего круга», а внутри — не знающего преград? 

Мы никогда не жили как «граждане», а лишь как «подданные». И продолжаем чувствовать себя подданными, только вдруг очутившимися… не на свободе, а на «вольной волюшке». 

Иллюстрация: Eden Some
Иллюстрация: Eden Some

​Опять говорю: эмиграция — чужая страна, лишение родины, тяжесть жизни и т. д., и т. д. — все это не оправдание. Был в Петербурге в довоенное время человек. Он жил где-то на окрайне в полкомнате, перегороженной простынями. Ходил всегда без шапки с сумой за плечами. Сильно пожилой, лысый, но бодрый, он появлялся на философских и других собраниях, иногда говорил — и без всякого «юродства», а серьезно, обнаруживая большую начитанность. Чаще всего говорил о России, о ее народе — тут была у него своя система. Имелись у него визитные карточки: «Гражданин земного шара — такой-то». 

Вот этот свободный человек мне и вспоминается. Плох или хорош, но свободен-то он в свою силу был. И был «гражданином»… Земного шара? Что ж такое! Это «гражданство» — крепкое, верное, основное. А лучше разве наше упрямое «подданство» и нытье, что где уж, мол, нам, куда уж… Дождемся России, вернемся, ну тогда…? 

Нытье ли с роспуском, стылое ли доктринерство, самодовольство ли ребяческое — во всех случаях то же ленивое нежелание учиться жить поновому — в свободе. Главного секрета свободы не открыли — самоограничения. А оно так глубоко идет, что касается даже… свободы правды. 

«…Черта моей психологии: я едва знаю, едва верю, едва допускаю, что мне „современничают“ другие люди…». Это слова самого большого «свободника» (в русском смысле), меньше всего «гражданина» — Розанова. Такая «свободность» понятна, если «едва верить», что тебе «современничает» еще кто-то. В Розанове была ее квинтэссенция. Но от нее, в разбавленном виде, еще не отделались никакие русские люди, даже самые «общественные». И принимают эту «свободность» — за свободу. 

Розанов абсолютно не был способен ни на какое самоограничение. Свободу его «слова» ограничивала заботливая цензура, а вопроса о «свободе правды», которую внешние рамки почти не могут сдерживать — этого вопроса Розанов бы даже не понял. Да один ли Розанов? Как, скажут, о своей правде — и не говорить во всю, с полной свободой? Урезыванье — не измена ли правде, не измена ли своему первому долгу, не безнравственно ли это? (Розанов, положим, выразился бы иначе, ведь он даже «не знал, через „е“ или через „ѣ“ пишется слово „нравственность“»

Да; между тем, стоило лишь понять, что живешь в действительной свободе, что «правда» твоя — у тебя в руках, что она — и ты сам — на твоей одной ответственности — как тотчас задумаешься: не всякий шаг сделаешь, не всякое слово скажешь о своей «правде». И о личной (розановский роспуск, самовыворачиванье), и тем менее о «последней» своей правде — верований, убеждений и т. д. Если мы стремимся сделать ее общим достоянием — непременно будем мы искать ей меру, ради нее же самой, чтобы она могла быть воспринята «современничающими» нам людьми. 

А впрочем, стоит ли говорить об этом, когда зарубежная наша «провинция» еще с первыми начатками воспитания не справилась? Не освоилась со свободой; не привыкла к мысли, что теперь полагаться не на кого: сам себя вовремя не остановишь — сам за себя и за свое ответишь. 

Да, наконец, последняя-то правда, у кого она сейчас оформлена, не шаткая, не валкая, не в тумане? 

Вот и этим, кстати, недурно бы заняться. Прояснением. Тоже дело не малое.

1928

Л.С. Рубинштейн «Свобода: если вся школа закукарекает»

Некоторое время тому назад, включив зачем-то телевизор, я наткнулся на дискуссию. Дискуссия была в самом разгаре. Речь там шла о свободе и нравственности. И так как-то там все время получалось, что свобода и нравственность сочетаются плоховато. 

Особо активничала там некая дама. Судя по речам, а также горящим глазам и проповедническим интонациям, дама была высокодуховная и патриотичная до невозможности. Дама делилась со зрителем некими откровениями наподобие того, что свободы без твердых нравственных понятий быть не может. Вот ведь удивила! Что за такая свобода сама по себе, риторически восклицала дама. Просто свобода, свобода вообще — это чушь собачья, говорила она. Бывает, мол, свобода убивать, а бывает свобода быть убитым. Ну, и прочее в таком духе.

Автор скульптуры — австралийская художница Barbara Licha
Автор скульптуры — австралийская художница Barbara Licha

Это в общем-то правильно — свободу действительно каждый понимает по-своему. А вот нравственность, видимо, все понимают одинаково. То есть именно так, как ее понимает тётка из телевизора. Мне, впрочем, всегда были подозрительны люди, неумеренно много талдычащие о нравственности. Так же, как, скажем, и о любви к родине. 

Представления о нравственности не только индивидуальны, но и историчны. Я, представьте себе, не забыл те времена, когда глубоко безнравственными были короткие юбки, шорты, длинные волосы, драные джинсы, непонятная музыка и «дикие танцы». Можно ли сказать, что человек, который оскорбляет мои эстетические и моральные представления своим внешним видом и бытовым поведением, ведет себя безнравственно по отношению ко мне и ограничивает мою свободу? Можно, почему нет. 

Когда-то, очень давно, я зашел пообедать в какое-то кафе в центре города. Сел, сделал заказ. Пока ждал заказ, вынул из сумки книжку, раскрыл ее, стал читать. Подошла официантка и произнесла удивительную фразу. «У нас не читают», — сказала она строго. «Чего это вдруг?» — изумился я. Официантка, к ее чести, сочла возможным снизойти до того, чтобы растолковать мне вещи, которые, казалось бы, очевидны для каждого нормального человека. «Так это же ка-фе, — говорила она медленно и раздельно, как это делают при общении с глухими или иностранцами. — Люди сюда приходят от-дох-нуть. А тут кто-то вдруг читает! Вам вот было бы приятно?» Слово «читает» она произнесла с плохо скрываемой брезгливостью. Я понимаю, что сам по себе процесс чтения был для нее чем-то гадким, тягостным и предельно неуместным в приличной обстановке. Чтение не вызывало у нее никаких ассоциаций кроме занудной и репрессивной школы, так и не выученного письма Татьяны к Онегину и неисправленной двойки по географии. Я, безусловно, ее обидел, ибо человек, читающий в присутствии людей, похуже будет, чем человек, ковыряющийся вилкой в зубах. Просто уже хотя бы потому, что мотивы его совершенно необъяснимы. В общем, я поступил безнравственно и осознаю это. 

Всегда кто-то кого-то обижает проявлением и утверждением собственной свободы. Но обиженный в свою очередь обижает обидчика отсутствием терпимости и неадекватными реакциями. Вспомним хотя бы недавнюю историю с карикатурными битвами. Обижать других нехорошо, безнравственно. Но шумно и вздорно обижаться на все подряд — не менее безнравственно, вот ведь в чем дело. 

Время от времени нам назидательно повторяют, что демократия — это не вседозволенность, а рынок не базар. Сами знаем, что не базар: за базар надо отвечать. А еще говорят: вот почему тебе можно, а другим нельзя? Почему, и другим можно, говоришь ты. Да другим такая глупость и в голову не взбредет, говорят тебе. А мне вот взбрела, говоришь ты, и на тебя обижаются. 

Вот еще такую историю я очень люблю. Однажды мою хорошую знакомую вызвали в школу, где тогда учился ее сын. Вежливая, но строгая завуч завела ее в свой кабинет, плотно закрыла дверь и сказала: «Я хочу серьезно с вами поговорить». Сердце матери тревожно дрогнуло. «Дело в том, — сказала завуч, — что ваш Саша на переменках громко кукарекает». Слово «кукарекает» она произнесла с каким-то особым нажимом. От сердца отлегло. «Ну и что такого? — спросила легкомысленная мамаша. — На переменках же». «Вот это мне нравится! — дидактично воскликнула завуч. — Как это „ну и что“! А если завтра вся школа закукарекает?» Представив себе столь искрометную сцену, моя знакомая, забыв о необычайной важности момента, стала дико хохотать. «Ничего смешного я тут не вижу, — строго сказала педагогический работник. — Это вовсе не смешно». Чем там кончилось дело, не помню, да это и неважно. Важно то, что вся школа, вопреки мрачным пророчествам завуча, так, кажется, и не закукарекала. 

Но что правда, то правда — границы нашей свободы все время трутся, иногда высекая искры, о границы свободы чужой. Тут в сущности бессильны и этические, и даже юридические механизмы. Тут приходится опираться лишь на собственную нравственную и эстетическую интуицию. Ну, и на опыт, разумеется. А опыт свободы едва ли представим без самой свободы.

2006

С.А. Алексиевич «Время секонд хэнд» (фрагмент)

<…> У меня с отцом было мало откровенных разговоров. Он жалел меня. Жалела ли я его? Мне трудно ответить на этот вопрос… Мы были беспощадны к  своим родителям. Нам казалось, что свобода — это очень просто. Прошло немного времени, и мы сами согнулись под ее бременем, потому что никто не учил нас свободе. Учили только, как умирать за свободу. 

Вот она — свобода! Такую ли мы ее ждали? Мы были готовы умереть за свои идеалы. Драться в бою. А началась «чеховская» жизнь. Без истории. Рухнули все ценности, кроме ценности жизни. Жизни вообще. Новые мечты: построить дом, купить хорошую машину, посадить крыжовник… Свобода оказалась реабилитацией мещанства, обычно замордованного в  русской жизни. Свободой Его Величества Потребления. Величия тьмы. Тьмы желаний, инстинктов — потаенной человеческой жизни, о  которой мы имели приблизительное представление. Всю историю выживали, а не жили. А теперь военный опыт уже не нужен, его надо было забыть. Тысячи новых эмоций, состояний, реакций… Как-то вдруг все вокруг стало другим: вывески, вещи, деньги, флаг… И сам человек. Он стал более цветным, отдельным, монолит взорвали, и жизнь рассыпалась на островки, атомы, ячейки. Как у Даля: свобода-воля… волюшка-раздолюшка… простор. Великое зло превратилось в  далекое сказание, в политический детектив. Никто уже не говорил об идее, говорили о кредитах, процентах, векселях, деньги не зарабатывали, а  «делали», «выигрывали». Надолго ли это? «Неправда денег в русской душе невытравима», — писала Цветаева. Но будто ожили и разгуливают по нашим улицам герои Островского и Салтыкова-Щедрина. 

У  всех, с  кем встречалась, я  спрашивала: «Что такое — свобода?» Отцы и  дети отвечали по-разному. У  тех, кто родился в  СССР, и  тех, кто родился не в СССР, нет общего опыта. Они — люди с разных планет. 

Отцы: свобода — отсутствие страха; три дня в августе, когда мы победили путч; человек, который выбирает в  магазине из ста сортов колбасы, свободнее, чем человек, который выбирает из десяти сортов; быть непоротым, но непоротых поколений нам никогда не дождаться; русский человек не понимает свободу, ему нужен казак и плеть. 

Дети: свобода — любовь; внутренняя свобода — абсолютная ценность; когда ты не боишься своих желаний; иметь много денег, тогда у  тебя будет все; когда ты можешь жить так, чтобы не задумываться о свободе. Свобода — это нормально. <…>

2013