Итальянское кино в первую очередь известно миру по фильмам таких мастеров, как Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Но в то же время, когда они творили свои шедевры, на Аппенинском полуострове развивалось и другое направление киноискусства — фильмы категории B, ставшие полем для самых дерзких экспериментов и переосмысления устоявшихся норм. Смелые и яркие, а иногда абсурдные и сюрреалистические образы шедевров итальянского би-муви оказали огромное влияние на режиссеров последующих эпох, снявших впоследствии знаменитые фильмы по канонам, заданным итальянскими мастерами ужаса. Кажется, что режиссеры той поры не были стеснены вообще никакими догмами общественной морали и политкорректности: невозможно представить, чтобы эти фильмы были сняты сейчас в том же самом виде.
Итальянский жанр ужасов той поры оказался благодатной почвой для появления новых приемов и даже целых жанров. Среди наиболее выдающихся творцов итальянского би-муви стоит выделить имена Дарио Ардженто и Руджеро Деодато. Их лучшие работы ныне стали классикой и каноном для последующих поколений.
Дарио Ардженто
Фильмы Дарио Ардженто являли собой смесь из кошмарных видений, крови и насилия в эстетически прекрасном исполнении. Виртуозная игра с освещением, окрашивающим все окружение в разные цвета, отчетливая атмосфера колдовского действа и оригинальный стиль съемки были визитной карточкой этого малого гения итальянского кино. Ардженто начинал как сценарист — в том числе, поработал над культовым вестерном Серджо Леоне «Однажды на Диком Западе». Он дебютировал как режиссер в 1970 году триллером «Птица с хрустальным оперением», ставшим знаковой картиной в жанре «джалло» — гремучей смеси секса, насилия и лихо закрученного сюжета. Именно джалло-фильмы стали предтечей голливудских слэшеров и таких остросюжетных картин, как «Основной инстинкт» и «Роковое влечение». Сюжет «Птицы» строится вокруг американского писателя, который живет в Риме, где в это время орудует маньяк, и пытается понять, кто же стоит за нападениями. В первом же фильме Ардженто уже наметил черты своего фирменного стиля — таинственные намеки, причудливые образы, мрачная и экспрессивная эстетика, а также характерный тип персонажа — чужестранца, приехавшего в незнакомую страну и оказавшегося в гуще загадочных событий.
Далее последовали еще две ленты. Первая — «Кошка о девяти хвостах», сюжет которой строится вокруг кровосмесительных связей и ужасных убийств в медицинском центре, специализирующимся на генетических исследованиях. И вторая — «Четыре мухи на синем бархате», в которой друзья молодого рок-музыканта поочередно оказываются убиты, и подозрение в совершении преступлений падает на него. Оба этих фильма не имели такого признания у критиков, как дебют режиссера, вместе с которым они составили так называемую «животную трилогию».
В дальнейшие годы Ардженто работал на телевидении и снял пару не слишком удачных фильмов все в том же жанре джалло. Наконец, в 1977 году он создал, пожалуй, самый значительный фильм в своей карьере — «Суспирия».
Мистический триллер про загадочные убийства и исчезновения в танцевальной школе почти мгновенно становится законодателем жанра. И действительно, значимость этого фильма для кинематографа сложно переоценить, ведь в нем черпал вдохновение и маэстро сюрреализма Дэвид Линч, и корифей современного экзистенциального триллера Николас Виндинг Рефн.
По сюжету «Суспирии», молодая американка, приехавшая в Германию учиться танцам, оказывается свидетелем череды загадочных убийств и исчезновений. Постепенно выясняется, что они связаны со старинной легендой о колдунье, основавшей академию танца, где помимо всего прочего изучали оккультизм. Фильм построен на странном, но на удивление гармоничном сочетании: коварные ведьмы, одержимые животные и неотвратимая рука рока наполняют экспрессией все творящееся действо. Окрашенная кровью юных девушек, терзаемых ножом таинственного убийцы, с незабываемым саундтреком и грандиозным финалом, «Суспирия» была просто обречена на успех, который выразился как в признании у критиков, так и солидной сумме, собранной по итогам проката.
Впоследствии Ардженто уже не удалось повторить это достижение и снять настолько же красивый фильм, насквозь пронизанный ощущением присутствия чего-то зловещего, неослабевающим ни на секунду до самой развязки. Ардженто сотрудничал с еще одним гением би-муви — Джорджем Ромеро: в частности, итальянский мастер приложил руку к созданию его фильма «Рассвет мертвецов», и даже написал к нему саундтрек.
Уже в наши дни, в 2018 году, вышел ремейк «Суспирии», снятый Лукой Гуаданьино — его российская премьера состоится 29 ноября, но от критиков он уже получил не менее восторженные отзывы, чем оригинальная лента.
Новаторство творческого подхода Ардженто заключалось в том, что он одним из первых начал совмещать стандартные беллетристические сюжеты, свойственные фильмам категории B, с эстетичным и тщательно продуманным визуальным рядом, отражающим общий дух происходящего и эмоции персонажей.
Руджеро Деодато
В те же годы, когда Дарио Ардженто снимал, отталкиваясь от красоты кадра и стараясь совместить ужасное с прекрасным, его соотечественник Руджеро Деодато, бывший в начале своей карьеры ассистентом у великого Роберто Росселлини, шел по совершенно другому пути. Он стремился снимать максимально шокирующее кино, по степени правдоподобия приближенное к документальному, которое бы заставило зрителя буквально поверить в происходящее на экране. Это удалось ему в полной мере.
«Ад каннибалов» вышел в 1980 году и почти сразу приобрел культовый статус.
Фильм был снят настолько реалистично, что зритель воспринимал его как документальную съемку. Согласно сюжету, ученый-антрополог направляется в южноамериканские джунгли, чтобы выяснить, что случилось с пропавшей там ранее съемочной группой. Обнаружив их останки в селении местных индейцев-каннибалов, в доверие к которым ему удалось втереться, он забирает отснятые погибшими журналистами пленки. Позже, просматривая их уже в Нью-Йорке, он видит шокирующие кадры, демонстрирующие самые темные стороны человеческой натуры и ничтожность достижений цивилизации перед первобытными инстинктами.
Если даже в наше время видеоряд воспринимается чрезвычайно натуралистичным, что уж говорить об эффекте произведенном на современников: режиссеру даже предъявили обвинение в убийстве: итальянской полиции показалось, что актеры, игравшие в фильме, реально погибли.
Съемка от первого лица и трясущаяся камера делали фильм настолько аутентичным, что сложно было поверить в постановочность происходящего. Тоже самое можно сказать и о сценах изнасилований и расчленения трупов — тут не было никаких ограничений, демонстрировались все разновидности варварства, от отрезания гениталий до поедания человеческих внутренностей в сыром виде.
Кадры жуткой смерти и насаженного на кол трупа одной из индейских девушек были восприняты буквально, и Деодато пришлось доказывать, что она осталась жива.
Позднее режиссер утверждал, что некоторые из сцен он подсмотрел в настоящей документальной ленте, снятой в Африке, но веских доказательств этому утверждению представлено не было. Отдельного упоминания заслуживает и тот факт, что животных на съемках убивали по настоящему, и это стоило больших эмоциональных переживаний исполнителям главных ролей. Сам Деодато в последствии глубоко раскаивался и и выражал сожаление, что вообще снял такое кино.
«Ад каннибалов» считается одним из первых представителей жанра «найденной пленки», в котором потом были сняты такие широко известные фильмы как «Ведьма из Блэр», «Монстро» и целый ряд других. Впрочем, практически ни один из них не сможет потягаться в плане убедительности со своим легендарным предшественником. Сам Серджо Леоне в письме к Деодато высказал восхищение увиденным. Несмотря на это, фильм был запрещен во многих странах, включая Италию. Однако, это не помешало ему собрать огромную кассу в два миллиона долларов при бюджете в сто тысяч.
Не преувеличением будет сказать, что «Ад каннибалов» стал важнейшей вехой не только в жанре трэш-кинематографа, но и всего хоррора в целом. Никогда после Деодато не удавалось приблизиться к успеху своего прославленного детища, и его последующие работы оставались, преимущественно, мало замеченными прессой и широкой публикой. Грязный, тревожный и отвратительный, «Ад каннибалов» взбудоражил умы киноманов того времени и задал новые стандарты натурализма, которые остаются актуальными до сих пор.
Читайте также интервью с Руджеро Деодато «Недостаток средств помогает итальянским режиссерам делать шедевры».