Нежно любимая всеми психоаналитиками мира, «Красная Шапочка» привлекала многих деятелей кино, театральных режиссеров, балетмейстеров, издателей и иллюстраторов. Сколько художников бралось за эту историю, столько интерпретаций и получилось: комичных и меланхоличных, страшилок и добрых сказок на ночь. Групповая выставка в галерее «Открытый клуб», посвященная «Красной Шапочке», охватила почти 80 лет искусства иллюстрации в России. Публикуем лучшую часть коллекции «Красных Шапочек», собранной организаторами выставки, от карандашных рисунков 30-х годов до современных инсталляций.
Эволюция Красной Шапочки
Сюжет о маленькой девочке, повстречавшей по дороге к бабушке серого хищника, был широко распространен в Европе уже в Средние века. Первая литературная обработка этого сюжета принадлежала Шарлю Перро, он же ввел в историю вызывающую красную шапочку (французский «шаперон») — деталь, которой придавалось символическое значение во многих толкованиях сказки.
Везде сказка рассказывается по-разному. В России традиционно популярна немецкая версия «Красной Шапочки», записанная братьями Гримм. В отличие от французской нравоучительной версии Перро и оригинальной средневековой истории с натуралистичными сценами людоедства, русско-немецкая «Красная Шапочка» облагообразилась и обзавелась счастливым финалом: в конце появляются дровосеки и спасают героиню.
Основные персонажи — Красная Шапочка, Мама, Бабушка и Волк — архетипы, которые легко узнаются и при сильной трансформации образа, и при переносе в новые декорации. Сделать из Красной Шапочки суровую румяную девицу, а рядом пристроить волчонка, похожего на щенка, — запросто! Театральный художник Сергей Бархин поступает именно так. Ольга Дегтярева и Татьяна Никитина возвращают сказке её дремучие корни: изображают темную чащу, шерсть и опасные когти хищника. Красная Шапочка отправляется в лес, чтобы пройти «обряд перехода», стать взрослой. Эти интерпретации близки прочтению народной сказки о Красной Шапочке психотерапевта Клариссы Эстес. В её версии Волк защищает девочку от лжи мира; он дарит Красной Шапочке волчью ресницу, с помощью которой можно увидеть истинную сущность людей и не позволить себя обмануть.
Екатерина Данильченко и Алексей Якименко углубляются в своих работах в размышления о сексуальности и женственности. Шарль Перро в стихотворной морали к сказке о Красной Шапочке призывает девушек к осторожности:
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать… (перевод А. Фёдорова)
У современных художников это предостережение переворачивается с ног на голову: покорный хищник уткнулся носом в бедро обнаженной, но одетой в красную шляпку девушке, сомнамбулическая Красная Шапочка среди огромных мухоморов несет крошечного волчонка в своей корзинке. Возможно, Волк попался на удочку женского обаяния, как в известной интерпретации Эрика Берна.
Красные Шапочки Екатерины Волжиной и Ривки Беларевой — хрупкие и печальные — грациозно прячутся за личиной вечной девочки без возраста.
Классические иллюстрации Бориса Дехтерева, работы Ивана Галанина, Анатолия Савченко и других признанных художников-иллюстраторов — занимательные рассказы в картинках, которые, словно машина времени, переносят в безоблачные мгновения детства.
Персонажи «Красной Шапочки» Бориса Дехтерева, созданные в 50-х годах, напоминают героев доброго советского фильма: безмятежная девочка с длинными светлыми волосами, благообразная Бабушка, да и Волк совсем не страшный, а пейзаж их окружает исключительно идиллический. Здесь добро точно победит зло, а Красная Шапочка останется цела и невредима.
Леонид Эппле мрачно иронизирует: на холсте мы видим надгробный холмик с крестом, увенчанным красной шапочкой, а у подножья превращается в прах скелет волка. Полотно выстроено, словно средневековое memento mori, и напоминает о быстротечности бытия.
Красота сказочного жанра в спонтанности, способности к импровизации; ни одна история не повторяется — она обрастает деталями и заканчивается по-разному.
Мария Пудалова
1930-е
1940-е
1950-е
1960-e
1970-e
1980-e
1990-e
2000-e
2010-е
Читайте также другие материалы по истории иллюстраций: