Бодимодификации: как тату, пирсинг и другие изменения внешности связаны с психикой, телом и идентичностью
Генри Родригез, более известный как Красный Череп. 10 лет назад мужчина решил, что хочет закосплеить известного кинозлодея из вселенной «Марвелл»
Бодимодификации (БМ) у многих по-прежнему ассоциируются с маргинальным и нестабильным поведением. Ряд исследований указывает на связь тату и пирсингов со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройствами пищевого поведения и самоповреждениями. Однако авторы этих работ намеренно оценивают телесные модификации исключительно с ракурса психопатологий и не идут дальше поиска у носителей БМ психических отклонений, которые можно найти и у людей без пирсингов и татуировок.
Специально для самиздата автор канала о нон-фикшне «Много слов» и владелица 12 татуировок Лара Леснихина разобралась в истории телесных модификаций от неолита до наших дней, изучила десятки исследований о психологии изменений внешности, а также поговорила о значении пирсингов и тату с психотерапевтом и людьми, у которых есть БМ. В лонгриде о связи бодимодификаций с психотравмами и селфхармом журналистка рассказывает, как выглядела самая древняя татуировка, как на протяжении 5000 лет развивалась культура рисунков на теле, почему бодимодификации перестали отражать причастность человека к субкультурам, как связаны изменения внешности, эмоции и образ тела, в каком случае тату и пирсинги становятся украшениями, а не защитной реакцией, а также как БМ помогают людям формировать идентичность, сопротивляться болезням, прощаться с негативным прошлым и возвращать себе контроль над своим телом после опыта сексуализированного насилия.
«На фоне почти всеобщего ощущения бессилия „изменить мир“, люди меняют то, над чем они действительно имеют власть: свое тело»
«Modern Primitives», V. Vale, Andrea Juno
Свою первую татуировку я сделала в 15 лет и с того момента моя жизнь стала неразрывно связана с бодимодификациями. Я делала различный пирсинг на лице — прокалывала губы и язык, ставила септум и бридж. Мне растягивали тоннели, ставили «индастриалы» в ушах, прокалывали соски и делали плоскостной пирсинг на ключицах.
Со временем мой интерес к пирсингу снизился и я сняла все украшения, но любовь к татуировкам осталась. Мое последнее «приобретение» — «рукав» в японском стиле, работу над которым мастер завершил осенью 2021 года. Всего на сегодня у меня 12 татуировок, среди которых еще один «рукав» в стиле trash polka, «забитая» грудная клетка и живот, крупная татуировка на голове и большая орнаментальная работа в стиле маори на ноге.
В юности тату и пирсинг были моим способом самовыражения и поиска идентичности. Они давали возможность нащупать землю под ногами в непредсказуемом и хаотичном мире. Меняя внешность, я справлялась с отвержением, неуверенностью и душевной болью. Повзрослев, моя мотивация набивать тату изменилась — я увлеклась ими как видом искусства. Меня завораживали различные стили и цвета, формы и примеры работ. Также тату-культура это еще и определенный социум — на редкость дружелюбный, открытый к общению и по-хорошему экстравагантный. Мне нравилось общаться с тату-мастерами и клиентами, придумывать и обсуждать варианты эскизов, да и просто говорить о жизни.
Помимо социума и искусства, татуировка стала для меня еще и экзистенциальным опытом. На мой взгляд, сегодня в мире не так много практик и обычаев, присоединившись к которым, можно найти контакт с собой. Среди популярных сообществ — религия, родительство, потребление, политика и подобное. Ни одна из этих групп не ощущается мной как родственная, а потому я не могу стать их частью. Татуировка же для меня — почти обряд, который помогает соединиться с моими ценностями: свободой самоопределения, стойкостью, терпением и внутренним покоем. Все эти ценности я практикую буквально и каждый раз, приходя на очередную тату-сессию.
Тату для меня — еще и ритуал по «присвоению» собственной идентичности. Украшение или платье я могу купить или выбросить, как только они износятся или разонравятся. Эти вещи никогда не станут по-настоящему «моими» и забудутся сразу, как попадут в мусорный бак. А вот тату по-настоящему мне принадлежат, в отличие от вещей.
В этой статье я расскажу, почему люди делают татуировки и другие бодимодификации, как они помогают справляться с внутренними проблемами, душевной болью и травмами. Также я обсудила тему бодимодификаций с психотерапевтом и рассмотрела вопрос, стоит ли считать их самоповреждением.
Что такое бодимодификации
Бодимодификации (БМ) — это изменение тела c целью украшения методом нанесения телу тех или иных художественных повреждений. «Художественных»—значит несущих какой-то смысл или обладающих каким-то творческим результатом. БМ включают в себя татуировки, шрамирование, имплантирование, растягивание тоннелей, пирсинг, микродермалы, эльфийские уши и т. д.
Довольно редки практики БМ, включающие в себя хирургические вмешательства — например, разделение пениса или ампутация пальцев. К БМ также относится практика подвешивания и мероприятия, связанные с ней — различные фестивали, выступления в клубах и на вечеринках. Например, довольно известен лондонский фетиш-клуб Torture Garden («Сад пыток»), где собираются поклонники БДСМ, трансвеститы, свингеры, а также просто тусовщики и туристы: в клубе устраивают перформансы, диджейские вечеринки, телесные и боди-арт практики.
На первый взгляд, к модификациям тела можно было бы отнести и различные косметические практики — загар, прически, макияж и пластическую хирургию. Но теоретики-феминистки относят пластическую хирургию скорее к модификациям, направленным на соответствие узнаваемым и конвенциональным практикам красоты. БМ же используются не для соответствия «канонам красоты» и ожидаемым нормам, а скорее наоборот, несут в себе эстетику отличия. Поэтому «пластику», макияж и другие «декоративные изменения» к БМ не относят.
БМ — это не только тату, но и другие трансформации внешности — пирсинг, подвешивания и прочее. Но так ли нова практика изменений внешнего вида? На самом деле нет — бодимодификации делали и в далеком прошлом. Разбираемся подробнее.
Бодимодификации в прошлом
На самом деле люди украшали свои тела на протяжении многих тысячелетий. БМ были символом культурной и социальной идентичности, отражали иерархическое положение, были суеверной защитой или способом исцеления. Самым ранним известным примером татуировки считается мумия «ледяного человека» Эци эпохи неолита. Вмерзшая в лед мумия была найдена немецкой семейной парой 19 сентября 1991 года в Эцтальских Альпах на высоте 3200 метров, в растаявшем леднике. На 5300–летней мумии археологи обнаружили 61 примитивные тату, изображающие простые точки, кресты и линии. Тату были сделаны путем втирания сажи или каминной золы в надрезы на коже и размещались на груди, пояснице, запястьях, коленях и лодыжках. Также у мумии были проколоты уши.
Интересно, что все тату «ледяного человека» сгруппированы в 19 местах; рентген также показал, что у «ледяного человека» было заболевание суставов под татуировками. Все это заставило исследователей предположить, что тату Эци были доисторической разновидностью акупунктуры и были сделаны для облегчения боли. Если это так, то эта находка старше самых ранних свидетельств этого вида лечения в Китае на 2000 лет.
Первые татуировки-изображения были обнаружены в Египте. В 1900 году исследователи нашли в песчаных захоронениях мумии Гебелейна, относящиеся к периоду между 3350 и 3015 до н. э. Мумии были украшены изображениями быков и овец, линиями и S-образными символами и, по предположениям археологов, были связаны с высоким статусом владельцев.
БМ были частью многих древних культур: в Японии тату-культура имеет более чем 5000-летнюю историю, в Полинезии тату были племенным ритуалом, использовались для духовной защиты или могли рассказывать историю жизни человека. Например, воины наносили геометрические узоры от поясницы к ногам, а женщины украшали тела цветочными узорами.
Самоанцы наносили тату зубом акулы — геометрические узоры отражали переход человека из подросткового возраста во взрослую жизнь. Индейцы майя считали, что чем болезненнее и экстремальнее татуировка, тем выше статус человека, а у маори татуировки были ритуальными и отражали престиж и статус. Голова у маори считалась священной частью тела и для нее была «зарезервирована» специальная тату «та-моко». Такие тату делали только люди высокого социального статуса. Например, почетным женщинам «та-моко» набивали только на подбородке и только по достижению взрослого возраста.
В Европе тату наносили моряки и другие представители рабочего класса с начала XX века. У моряков тату отражали звание или статус, рассказывали о его достижениях или путешествиях, служили суеверной защитой. Якорь говорил о том, что владелец достиг звания боцмана, курицу и свинью набивали на ногах, чтобы защитить моряка от кораблекрушения, акулу — чтобы выжить при внезапном падении за борт.
При этом тату не всегда имела позитивный смысл. В западных культурах татуировки исторически ассоциируются со стигмой — их носили байкеры, военные, гангстеры, преступники и другие «девиантные группы». Например, члены известной байкерской группировки Ангелы Ада набивали на коже собственный логотип; тату паутины обозначало, что владелец сидел в тюрьме, а пятиконечная корона была символом главарей испаноязычных банд. В Японии позорные тату наносили нарушителям закона, в Китае тату были способом наказания, также ими помечали рабов и военнопленных. В Великобритании дезертиров клеймили буквой «D», а во время Второй мировой войны заключенным в лагерях набивали на теле их серийные номера.
Только в начале 1950-х татуировка попрощалась со своим негативным статусом. Развитие молодежной культуры в 50-х и 60-х спровоцировало появление нового поколения татуировщиков, которые своими творческими амбициями и экспериментами подняли тату до ранга искусства. Первая тату-конвенция прошла в 1950 году в Бристоле, также в тату-культуре начали появляться новые тенденции и стили. Изображения на теле постепенно становились более приемлемы — их наносили как панки, так и хиппи среднего класса. В 1980-х гей-движение продолжало популяризировать практику БМ, выражая протест против консерватизма среднего класса. Лесбиянки и геи интересовались не только тату, но также увлекались менее известными практиками, такими как пирсинг и шрамирование.
Еще одной обширной группой, которая идентифицировала себя вне доминирующей культуры, было движение straight edge (sXe) — оно пропагандировало стремление к воздержанию от наркотиков, алкоголя и сигарет. sXe часто были вегетарианцами или веганами, а иногда не употребляли даже кофеин. Движение straight edge наиболее популярно в США, но и в Великобритании можно увидеть носителей БМ с тату в этом стиле.
До 1990-х БМ оставались символом провокации различных субкультур, но сейчас стали популярны среди разных социальных слоев — БМ делают знаменитости, например, Дрю Бэрримор, Шер и Джонни Депп, 50 Cent, Pink и Робби Уильямс. Кроме того, некоторые тату-мастера стали известны сами по себе — к примеру, Алекс Бинни из лондонской студии Into You является одним из самых известных татуировщиков в Британии и по всему миру. БМ делают и спортсмены — например, Дэвид Бекхэм сильно татуирован и даже имеет персонального татуировщика, которого приглашает к себе, когда ему или его жене Виктории это необходимо. Таким образом можно утверждать, что сегодня БМ и тату в частности стали приемлемой формой самовыражения.
Тем не менее, многие все еще стигматизируют людей с БМ — их осуждают и высмеивают, считают ненормальными. На одном из порталов одна из авторок выступила в защиту БМ и объяснила, почему считает насмешки и дискриминацию неприемлемыми:
Возможно, я не буду татуировать лицо или прокалывать какую-либо часть тела, кроме ушей, но это не значит, что тот, кто делает обратное — урод. Мы все склонны отчуждать непохожих и вести себя так, будто они нелюди. Нам нравится смотреть на экстремальные модификации тела не более чем на экспонаты. Человек теряется в этой одержимости ненормальностью, которую мы все с удовольствием подпитываем, лишь бы не быть объектом насмешек.
Такое мышление толкает наше прогрессивное общество назад. Если у кого-то есть татуировка или пирсинг, это не значит, что он не имеет права функционировать в этом мире. Это тонкая форма дискриминации, которую мы, кажется, не замечаем.
Marissa Ochoa
Бодимодификации — довольно древнее искусство: тату и пирсинг практиковались еще в древних племенах, и на протяжении всей истории разные социальные группы использовали изменения внешности, чтобы обозначить свое место в иерархии, рассказать о своем опыте или «защититься» от жизненных невзгод. Сегодня смысл бодимодификаций расширился — их делают не только для защиты или демонстрации статуса, но и просто из эстетических побуждений. Разбираемся, какое значение вкладывают в бодимодификации люди сегодня.
Почему люди меняют внешность сегодня
Сегодня БМ необязательно относят владельца к определенной субкультуре. Одни считают их не более чем аксессуарами, другие придают им более глубокий смысл. БМ практикуют ради эстетики, чтобы создать сексуальный образ или чтобы просто скрыть шрамы на теле. Мотивы могут быть самые разные.
Например, исследовательница Селина Вейлер провела анонимный онлайн-опрос в социальных сетях и на форумах, посвящённых изменению тела:
В исследовании приняли участие 312 респондентов в возрасте 18–66 лет; все они обладали тату, пирсингом или экстремальной БМ. Селина пришла к выводам, что носители БМ не беспокоятся по поводу реакции окружающих на их внешний вид; с помощью БМ они хотят выразить свою уникальность без намерения оскорбить других. Также поскольку тату стало мейнстримной практикой, нанесение тату не связано с нежеланием подчиняться правилам.
В некоторых психологических работах исследователи находят связь БМ с девиантным поведением и противозаконной деятельностью. Согласно данным, практикующие БМ чаще получают физические травмы и имеют криминальное прошлое, выражают зависимое поведение. Люди с БМ ведут себя более рискованно, проявляют признаки гнева. У студентов колледжей БМ связаны с поиском острых ощущений. Некоторые исследования указывают на связь БМ со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройствами пищевого поведения у подростков и самоповреждениями. При этом большая масса этих исследований оценивают БМ с мейнстримного ракурса психопатологии и в своих работах не идут дальше поиска психологических отклонений у носителей БМ.
Но есть и более объективные работы. Например, в другом исследовании приняли участие 94 человека: у 51 одного из них была хотя бы одна модификация тела, у 43 не было. Ученые не выявили разницы в характерах между двумя группами: они были одинаково открыты опыту, экстравертны и общительны.
О бодимодификациях и способах восприятия своего тела рассказывает психолог и арт-терапевт Марина Федосова:
«Часто психологи относят владельцев тату, пирсинга и прочих модификаций к своим пациентам. Не только в обществе, но и в психологии есть мнение, что, если человек решил что-то изменить в своем теле, значит, он его не принимает. С одной стороны, в этом действительно есть смысл, с другой же — что плохого в татуировках? У кого только их сейчас нет. И тут, конечно, важен контекст и степень вмешательства — например, тату ли это на половину лица или вы сделали ее в память о первой любви где-то в «укромном месте».
Нам от рождения дано тело, которое проходит естественные этапы модификации. И не всегда мы эти изменения можем принять, или же нам не всегда нравится «набор», которым выпал нам в генетической лотерее. В этом случае у каждого есть выбор: принимать то, что дано или же стать творцом собственного тела.
Когда ко мне приходят в терапию клиенты, которые хотят что-то изменить в своей внешности, будь то похудение, косметические изменения, тату, я внимательно слушаю, что они вообще думают о своем теле и как его воспринимают. Часто тело видят как некое дополнение, сосуд, оболочку, из-за чего чувствительность себя снижается в разы. На самом же деле наши эмоции и чувства неотделимы от тела, и когда мы хотим что-то изменить во внешности, нужно исследовать первопричину — а она всегда внутри.
Мы меняем не тело, а ментальный образ, который формируется на протяжении всей жизни и является ключевым для процесса идентичности. Первое, что влияет на ментальный образ — то, как нас воспринимают. К сожалению, при наличии негативного детского опыта даже самый красивый человек, став взрослым, может испытывать неудовлетворенность своим телом и всю жизнь что-то в нем менять или пытаться скрыть — например, с помощью хирургии. Важно, чтобы ментальный образ тела совпадал с действительностью — в этом случае пирсинг или тату становятся украшениями, а не защитной реакцией.
Образ тела также социально детерминирован — он формируется под влиянием культурных стереотипов, трендов и условной социальной нормы. БМ, которые происходят под влиянием моды, также связаны с нарушенной идентичностью — когда человек не сформировал собственное представление о себе, о своей ценности и хочет быть похож на какого-то лидера мнений. И только изменения во внутреннем мире человека смогут «обратить» процесс копирования и следования социальным установкам. В этом случае выбор каких-либо БМ будет действительно осознанным и безопасным».
Мы разобрались, как в целом видят БМ исследователи и психотерапевты. Далее рассмотрим несколько конкретных причин, по которым люди делают бодимодификации.
Создание идентичности через тело
По версии исследовательницы БМ Тары Хог, бодимодификации у субкультур — это пример отношений со своим «я». Любая субкультура, которая находится в меньшинстве, с помощью БМ реагирует на угнетение со стороны популярной культуры. Тело подчеркивает идентичность и потому изменение внешности — это протест. Те, кто практикуют подвешивание на крюках и шрамирование, также говорят о «возможности открыть более глубокое самоощущение и бросить вызов распространенным системам убеждений». Через БМ люди хотят обрести контроль над своим телом или стремятся доказать себе, что они больше, чем их тело или что они вообще не тело.