Как метавселенные и виртуальные реальности изменят жизнь общества? В аналитической колонке о человечестве в эпоху VR и криптовалют Владислав Крамер рассказывает, как общество прошло путь от пахарей до киберпланктона, какую власть приобретут технокорпорации и что будет с цифровыми диссидентами, каким образом гиперреалистичная графика изменит работу, секс и дружбу, почему в киберобществе не будет риторики ненависти, а также куда денутся протесты и коррупция.
Жизнь в 3D. Крипта, метавселенные и киберпланктон
В декабре 2021 года компания Meta (Facebook)* открыла доступ к социальной сети в метавселенной Horizon World. Метавселенная представляет собой свободное игровое 3D-пространство, в котором аватары пользователей взаимодействуют между собой и с окружающим миром.
Уловив, что метавселенные — это тот самый биткойн 2010 года (который ты не купил за 10 долларов), — другие корпорации решили, что именно в сфере метавселенных сейчас разворачивается конкуренция за мировое господство в будущем. Компании следом за Meta* анонсировали, что превратят свои популярные игры и приложения в 3D-метавселенные:
Microsoft — игры Minecraft и Halo;
Epic Games — игру Fortnite;
Roblox Corporation — онлайн-платформу Roblox.
Виртуальное 3D-пространство перестаёт быть прерогативой компьютерных игр в жанре MMORPG. Теперь в него переезжает то, что раньше располагалось на настоящих земельных участках и в настоящих зданиях, стоимость которых значительно дороже виртуальных моделей.
Так, компания VictoryXR объявила о работе над созданием в матевселенной Meta «Immersive Learning» десяти виртуальных копий университетских кампусов из США для удаленного обучения. И, видимо, всеобщая жизнь «на два пространства» как в развлекательной, так и коммерческой индустрии уже не за горами.
В этой статье поговорим о метавселенных как о социальных сетях будущего. Тех самых соцсетей наподобие Instagram и Facebook, но не в 2D (то есть на экране дисплея), а в 3D-пространстве.
Какие дополнительные возможности социальной сети открывает 3D-пространство? Станут ли метавселенные такой же глобальной сетью будущего как интернет и телефонная связь сейчас? Будет ли существовать конкуренция между множеством метавселенных или монополистом станет одна из них? Какую власть над массами получит владелец метавселенной?
Выстрелят ли метавселенные?
Ключевой вопрос: являются ли метавселенные глобальным трендом или временной истерией в информационном пространстве, которую ждёт полный клабхаус? Есть ли будущее у социальных сетей в 3D?
В поисках ответа на эти вопросы абсолютно бесполезно слушать экономистов, маркетологов и специалистов по IT. Такие исследователи, как правило, делают прогнозы, опираясь на опыт, на статистику прошлого и настоящего, а также на стереотипные представления о поведении широкого потребителя. Однако, такими методами невозможно предсказать принципиально новые явления, которые требуют принципиально нового уровня понимания, если речь идёт о принципиально новой реальности.
Ответ на вопрос о востребованности метавселенных следует искать не в рынке, а в принципах работы нашего мозга. Ведь знания о работе мозга потребителя — это конкретные знания, а рыночная статистика — это временный суррогат конкретных знаний. Никто не мог понять, выстрелит ли TikTok, пока он не выстрелил, хотя мы имели опыт Фейсбук и Инстаграм. Никто не знал, выстрелит ли биткойн, хотя мы имели опыт создания с нуля такой мировой валюты как доллар.
Компании-издатели тратят огромные деньги, чтобы понять, какое мобильное приложение станет популярным. Они платят армии разработчиков, но лишь 1 из 100 создаст ту самую мобильную игрулю-бестселлер. Издатели веерно проверяют на живучесть все прототипы, выкладывая их на Google Play и AppStore. Тот, что выжил постфактум, тот и был хорош изначально.
Это означает, что даже IT-гиганты не имеют технологии, позволяющей понять, станет ли цифровой продукт бестселлером. Поэтому они используют эксперимент, а эксперимент — это издержки в виде расходов на провальные проекты.
Маркетолог может ответить на вопрос о том, какая из социальных сетей имеет больший рыночный потенциал. Но когда появляется сущностно новый продукт нового уровня, прогнозы маркетолога становятся крайне неточными. «Мы не знаем, будет ли этот проект успешным, — говорят они, — потому что у нас нет опыта оценки таких проектов». А если нет опыта, нужно включать интеллект и смекалку.
Сегодня нам известна причина успеха социальных сетей. Они удовлетворяют целое комбо биологических инстинктов — социальность, доминирование, размножение, потребление. Размещая контент, пользователи соцсетей стремятся продемонстрировать свои особенности, приобщиться к субкультурам, познакомиться с потенциальными половым партнёром и, конечно же, поднять бабла.
Раньше функцию социальных сетей выполнял костер, вокруг которого собиралось племя. Потом городские площади, храмы и замковые залы. Позже появились светские салоны, кофейни предреволюционной Франции и подпольные марксистские кружки в эпоху индустриализации. Сегодня инстинкт социальности выплёскивается в интернет-сообществах. Люди всегда хотели и будут хотеть посмотреть друг на друга и показать себя.
Интернет подарил нам скорость, с которой мы можем присоединится к сообществам. Но ему не хватает реалистичности, которая свойственна прежним формам сообществ, когда люди встречались лицом к лицу.
Метавселенные могут удовлетворить потребность в обоих параметрах. Хорошая графика может создать идеальный визуальный эффект, ведь современные компьютерные игры уже достигли виртуозной реалистичности, а технология 4D, когда помимо прочего вы ощущаете вкусы, запахи, вибрацию и прикосновения, не первый десяток лет применяется в кино. Перенести изображение в VR-очки — теперь лишь вопрос техники.
Но что ограничивает распространение метавселенных прямо сегодня?
Качественная графика в VR разделит мир на «до» и «после»
Ранее в статье «Село must die» мы говорили о том, что в распространении любой массовой технологии (радио, телевидение, мобильные телефоны) существует момент, когда ровно половина населения имеет её, а половина нет. После достижения этой срединной точки тотальное распространение технологии становится неизбежным. Технология дешевеет, а люди стараются соответствовать общему уровню потребления. Если вы раз за разом подмечаете, что вокруг появилось много людей со смартфонами, а у вас кнопочный телефон, ваш мозг не сможет просто игнорировать этот факт.
Сегодня мы находимся в той временной точке, где VR-очки превращаются в привлекательный массовый товар. Несколько лет назад это был громоздкий дорогой гаджет с плохой графикой, проводами и настенными датчиками, ограничивающими пространство для движения. Современные модели малы, их цена снижается, качество графики значительно выше, а рынок наполняется всё новыми и новыми разработками.
Дело за графикой. Современные метавселенные отличаются примитивной графикой, которая далека от графики современных компьютерных игр, воспроизводимых на мониторе, или тех же игр, адаптированных под VR-очки.
И если сегодня многие игры с реалистичной графикой адаптированы под VR-очки (The Elder Scrolls, Fallout, GTA и пр.), то с метавселенными ситуация сложнее. В отличие от игр для популярности метавселенных нужно большое количество вовлечённых пользователей. Сегодня абсолютное большинство интернет-пользователей не имеет доступа к устройствам, которые потянут большое виртуальное пространство с проработанной графикой.
Но представьте перелом, который наступит на рынке, если одна из компаний-разработчиков доведет графику своей метавселенной до совершенства.
Сегодня люди освоили фотошоп-обработку своих селфи, а завтра они будут совершенствовать свой 3D-аватар, увеличивая рост, густоту волос, губы и другие части тела.
В таком случае, для цивилизации будущего фундаментальным станет вопрос: «Этот аватар создан на основе твоего реального тела?». Очевидно, сканирование тела для аватара с выездом на дом станет новой нишей на рынке IT-услуг, а где-то и войдёт в список госуслуг.
Впрочем, на текущий момент нет сколько-нибудь значимой информации о том, как и кто из владельцев метавселенных работает над улучшением графики. И вот почему для них было бы разумным это скрывать.
Акции разработчиков метавселенных — «темные лошадки» на фондовых биржах
В феврале 2022 года акции компании Meta (Фейсбук)* рухнули на 22% на фоне новости о первом в истории падении притока пользователей социальной сети.
А теперь наденем шапочку из фольги и поговорим о красивых гипотезах. Намеренное обрушение стоимости и выкуп акций компании, владеющей метавселенной Horizon World, было бы гениальной махинацией перед релизом метавселенной с качественной графикой. Невозможно спрогнозировать, насколько после этого возрастёт стоимость акций, но речь должна идти о сотнях процентов. И, предвидя такой рост, любой волк с Уолл-стрит на месте Цукерберга предварительно обрушил бы акции, чтобы выкупить их перед тем как запустить мегаприбыльный проект.
Только представьте, какое влияние на население Земли будут иметь акционеры, когда количество пользователей метавселенных начнёт расти с той же скоростью, с какой росло количество пользователей мобильников в 2000-х. Доступ к VR-очкам и глобальному спутниковому интернету Starlink позволят получить доступ ко всемирной 3D-реальности и разрушить границу между жителем вьетнамских трущоб и бизнесменом из Бостона. А социальное неравенство будет определяться тем, какие цифровые продукты ты можешь приобрести.
Кстати, о них. Сегодня уже распродаются цифровые активы в метавселенных и для метавселенных. Например, виртуальные земельные участки в метавселенных и NFT-картинки, которые будут висеть в вашем доме на вашем виртуальном участке. А рост популярности метавселенных — это рост стоимости цифровых активов в ней.
Можно ли не участвовать?
А что если вы не хотите жить в матрице, играть по правилам, бороться за виртуальный престиж и виртуальные активы, которые вы не успели купить на старте?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте ответим на ряд вопросов о вашей нынешней жизни:
Как вы оказались в той системе, которая окружает вас сегодня?
Всё ли вас в ней устраивает?
Можете ли вы перестать жить по правилам современного мира?
Вы должны работать, чтобы покупать себе атрибуты комфорта, к которым вы привыкли: кухонная техника, кондиционер, качественная косметика, современная одежда, качественный автомобиль.
Чтобы получить высокооплачиваемую работу, вы, как правило, должны учиться в учебных заведениях.
Чтобы работать в условиях современности, вы должны использовать те же виртуальные ресурсы, что и все: виртуальные диски, профессиональное программное обеспечение, CRM-системы, электронная почта, мессенджеры, которые обдают вас кучей информационного мусора.
У такой жизни есть свои плюсы, но она диалектически порождает новые проблемы. Ваше присутствие в интернете отслеживается, вы теряете приватность. Ваша нервная система находится в постоянном напряжении от информационных потоков. Вы начинаете работать не в пределах восьмичасовой смены, а когда придется. Радоваться рано, потому что по факту работа по собственному графику сводится к ненормированной работе круглые сутки.
Но если вы выйдете из этой системы, ваша жизнь станет менее комфортной. Сотрудник, который готов отвечать на электронные письма 24 часа в сутки, получит работу вероятнее, чем тот, для кого конец рабочего дня — это святое. Раньше ситуацию с ненормированным трудом решали профсоюзы, которые просто требовали очистить цех от стахановцев после рабочего дня. Сегодня отслеживать активность таких «штрейкбрехеров» в виртуальном рабочем пространстве невозможно.
Вы должны выбрать между комфортом в области базовых потребностей (еда, жилище, одежда) и неудобствами системы (отсутствие приватности, информационный шум, переработки и нагрузка на мозги). Либо стать родственником или хорошим другом человека с баблом и влиянием, который даст вам синекуру.
А теперь представьте, что ваш шеф решил, что расходы на аренду офиса неоправданы, и переехал в метавселенную. Вы аудитор и привыкли работать с бумажными документами. Но по новым правилам вы должны работать с виртуальным прямоугольником формата А4, который нужно листать перчатками-манипуляторами или джойстиком виртуальной реальности. А отсутствие физической активности портит вашу фигуру ещё сильнее, чем офисная работа. Но вы не можете отказаться от этой работы, потому что у вас крипто-кредит, взятый на покупку супер-VR-очков, от которых не болят глаза при чтении виртуальных документов.
Впрочем, не волнуйтесь. В системе виртуальной реальности профессии аудитора не будет, и вас, скорее всего, уволят, как и представителей многих других профессий, которые могут быть заменены программным кодом.
Отказываясь использовать метавселенные как инструмент в будущем, гражданин лишается тех благ, которых он лишается сегодня, отказываясь от использования интернета. Он не оказывается в полной изоляции без возможности найти работу и друзей, но снижается количество потенциальных социальных связей. Социальные связи — это потенциальное предложение о заработке, рекомендация хорошего врача, совместное пьянство в баре, влекущее за собой новые знакомства с новыми людьми, которые предлагают новый заработок, развлекуху или знакомства.
И если раньше ты оказывался на задворках из-за низкого социального статуса и отсутствия доступа к кругам вышестоящих сословий, то сегодня ты становишься аутсайдером из-за нежелания или неспособности включиться в глобальную «матрицу» виртуальных пространств. Ты без аватара в метавселенной через десять лет — это твой батя без аккаунта в соцсетях сегодня.
Какая работа точно останется? Киберпланктон
Раньше большинство рабочей силы составляли крестьяне (полевой планктон), потом пролетарии (фабричный планктон), потом офисный планктон, и все гадали: кто же человек будущего? Киберпланктон.
Давайте рассмотрим эту новую разновидность рабочей силы на примере динамично развивающейся отрасли — рекламы.
Помните рекламу в YouTube и других соцсетях? Помните орды SMM-щиков, которые лезут в комментарии под каждым постом со скрытым призывом перейти в другой паблик? Нет никаких оснований считать, что потребность раскрутить свой продукт в метавселенной исчезнет.
Рекламная конъюнктура в сети устроена так, что каждый работает, чтобы заработать денег на рекламу, чтобы заработать ещё больше после рекламы.
Но конкуренция за внимание настолько велика, что большинство может позволить себе только рекламу в узких сообществах. Это формирует пирамиду рекламных услуг. Популярные ютуберы рекламируют менее популярных ютуберов, чтобы те могли рекламировать ещё менее популярных ютуберов, а те — местную строительную фирму в Нижнем Жлобинске.
Реклама стала продуктом, за который платят, чтобы стать известным и продавать рекламу. С появлением интернета продажа рекламы стала настолько доступной, что туда хлынули те, кто раньше мог податься в таксисты и челноки. И если раньше представление о рекламщике было как об эксцентричном дельце, который зашибает бабки и сидит на наркотиках, то сегодня это может быть самая обычная разведенная женщина с ребенком, которая пытается свести концы с концами.
Метавселенные являются следующим диалектическим этапом, который следует тем же старым гегелевским принципам отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей. То есть старые проблемы решаются, но инструмент решения этих проблем создаёт новые, ранее неизвестные, проблемы.
Для крестьян проблема обработки больших площадей земли решилась через сельхозтехнику. Её стали собирать на фабриках пролетарии, которые жаловались на тяжёлые условия и монотонность труда. Потом пришла автоматизация станков, конвейеров и транспорта. Из-за растущей промышленной инфраструктуры понадобилось больше конторских служащих и чиновников, которые должны были обеспечивать её функционирование. Уже офисный планктон тяготился необходимостью перекладывать бумажки по 8 часов в день, оформлять заказы и сдавать отчетность, поэтому появились электронный документооборот, CRM-системы, программы автоматизированного бухучета и т. п.
Не надо заблуждаться, общество будущего — это не общество умных, порядочных и удобных друг для друга людей. Нет, это общество тех же людей, но с новыми проблемами. Раньше все конкурировали за еду, потом за жилплощадь, затем за автомобили и прочие удобства комфортной жизни. Следующая итерация — грызня за внимание аудитории. Внимание мира, внимание страны, внимание города, профессионального сообщества, многоквартирного дома, школы и т. д. Большие СМИ, топовые блоги, городские новостные порталы, паблики о профессиях, чаты жильцов и родительские чаты.
Теперь внимание — это продукт, вокруг которого вертится основная масса бабла. Тот, кто захватит больше внимания, получает все нижестоящие блага — качественную еду, лучшее жильё, более мощные гаджеты, умный дом, который умнее чем другие умные дома, и, естественно, более реалистичных секс-роботов.
Кто выпадает из гонки за внимание, получает меньше благ в количестве и качестве. Поэтому вчера офисный планктон жаловался на неинтересную работу, ради которой приходится каждое утро вставать и ехать на 8-часовую смену. А завтра рекламный планктон будет жаловаться на то, что приходится сидеть по 6 часов в VR-очках, портить зрение, отращивать задницу и клепать рекламный контент. Да ещё и эти покраснения на коже вокруг глаз из-за VR-очков. Вот бы кто-то начал производить гигиеническую косметику для решения этой проблемы.
Реклама в метавселенной — это YouTube, помноженный на тысячу. Рост популярности метавселенных — это в том числе спираль роста спроса на рекламу, которая приобретёт новые, в том числе старые, но забытые формы (орущие промоутеры, префиксы к никам над аватарами, виртуальные билборды и т. п.)
Таким манером можно смоделировать будущее многих современных профессий, связанных с продажей нематериальных благ: консалтинг, психологические консультации, инфоцыганство, создание NFT-активов.
Впрочем, все рабочие места переместить в метавселенную невозможно. Производство, ритейл, транспортные перевозки и иные отрасли экономики, привязанные к реальной земле, нельзя заменить 3D-моделями заводика, склада, супермаркета и грузовика. Сегодня жизненной целью курьера, таксиста, строителя, слесаря или кассира, вкалывающих на тяжёлой работе по 10-15 часов в сутки, является работа в офисе со всего лишь двумя поездками в день в переполненном метро и сидением на заднице 8 часов. Завтра работа в метавселенной войдёт в жизненные планы как ударников физического труда, так и офисного планктона.
Но, увы, надстройка в виде продажи нематериальных благ не может существовать без базиса в виде торговли продуктами первой необходимости, одежды, стройматериалов и бытовой техники. Поэтому так называемый реальный сектор экономики останется наполнен работниками. А особо интеллектуальный киберпланктон будет работать над автоматизацией производства и логистики, строя виртуальные модели и расчеты в своей метавселенной, превращая 2% населения, кормящих остальные 98%, в ещё меньшее значение.
Напрашивается вопрос: а за какую валюту киберпланктон будет продавать свои услуги и продукты?
Криптовалюта как валюта метавселенных
Метавселенная Decentraland запустила свою криптовалюту Mana. По сути это обычная игровая валюта, за которую покупают разные ништяки внутри игры, но выведенная на крипто-биржу наряду с биткойном, эфиром, доджем, соланой и т. п.
Только биткойн обеспечен черным рынком, экономикой Сальвадора и услугами зарубежных переводов для российских граждан из-под «железного занавеса». А валюта метавселенной обеспечивается классическими экономическими процессами, функционирование которых может обеспечить метавселенная и о которых мы говорили выше.
И если эта экономика заработает, то валюта метавселенной будет конкурировать с реальной валютой. Правительства, если они будут ещё способны существовать, столкнутся с ворохом проблем. Придется принимать решение о запрещении метавалют для расчётов хотя бы за реальные товары. В противном случае возникнут проблемы с исчислением и сбором налогов.
Например, вы пытаетесь заказать пиццу за валюту метавселенной, не снимая очков виртуальной реальности. А виртуальный офис пиццерии принимает этот платёж и везёт вам реальную пиццу. Пиццерия более не заинтересована открывать счёт в банке, который видит налоговая служба. Налоговая больше не может отследить доходы пиццерии и начислить на них налог, если сервера метавселенной не находятся в юрисдикции вашей страны.
Предположим, что правительство этой страны требует от компании Meta* раскрывать информацию о транзакциях граждан вашей страны, а та отказывается. Правительство — инструмент тупой, поэтому первое решение, к которому оно прибегнет — закрыть доступ граждан к метавселенной. Естественно, у правительства появятся карманные выразители мнения большинства (какие-нибудь «Пятьдесят пятидесятников»), которые проведут перекрестный ход против этого сатанинского VR-шабаша, ведущего цивилизацию к очередному апокалипсису с оргиями и вырождением.
Но как реализовать запрет метавселенных? Глушить глобальный интернет Starlink? Это неоправданные издержки, на которые у правительства не хватит денег, если казна не пополняется налогами. Сбивать спутники и провоцировать международный конфликт, на который у правительства опять же не хватит денег?
Метавселенные, имеющие свою валюту, присваивают главную привилегию правительства — печатать и контролировать деньги. Рушатся границы, у офисов более нет географического расположения, где можно устроить маски-шоу, а в реальном мире есть только производственные и логистические центры, где находится реальный товар. Товар-то через них проходит, но отследить реальные денежные потоки, чтобы начислить налоги на них, невозможно.
А что делать налоговой службе с теми, кто не участвует в производстве и торговле материальным товаром? Например, если вы получаете крипто-доход за услуги по проектированию виртуальных офисов?
Всё, что может делать правительство до того, как сдаться, это начислять налоги по своему усмотрению и конфисковывать в счёт их уплаты реальный товар, провоцируя проблемы на рынке. Такого рынок не прощает, и вопрос чиновникам «а вы вообще кто такие?» может встать ребром.
Конкуренция метавселенных. Кто будет впереди планеты всей?
Мы уже говорили о том, какие преимущества для акционеров компании-разработчика открывает релиз метавселенной с качественной графикой.
Но у этой ситуации есть обратная сторона. Никто не может спрогнозировать, станет ли именно ваша метавселенная глобальной матрицей будущего, будет ли она глобальной вообще и не создаст ли Китай своё виртуальное пространство с коммунизмом и комсомолками. Ведь часто бывает так, что рынок захватывает не первопроходец, а тот, кто пришёл за ним.
Благо на примере сервисов Meta (Facebook)* мы уже знаем, что интернет не терпит плюрализма и в одной рыночной нише остаётся только один успешный продукт. Telegram набирает обороты и угрожает популярности WhatsApp, который уже уничтожил Viber. А в России «Одноклассники» доживают свой век вместе с пользователями, уступая «ВКонтакте».
Остаются лишь географические границы, связанные в основном с языковым барьером. И если в вашем языковом регионе есть конкурентоспособный сервис, скорее всего, вы будете пользоваться им. Впрочем, в последнее время мы видим сдвиг от классических социальных сетей со стеной и анкетой (Facebook и ВКонтакте) в пользу упрощённых соцсетей с лентой картинок и видеороликов (Instagram и TikTok). И уже в этой нише количество лидеров рынка снижается, игнорируя географические и языковые границы.
Кроме того, сервисы всё ещё имеют специализацию. Если вы ищете работу или сотрудников, вероятно, вы делаете это на Headhunter, а не в Facebook. Деловое общение происходит в мессенджерах или по электронной почте. Видеоконференции — в Zoom или Skype.
Говорить о специализации метавселенных, скорее всего, нет смысла. Потому что метавселенная — это платформа, объединяющая в себе всё, что было раньше, но в новом 3D-формате. И если Zoom и Skype будут убиты, поскольку ваши аватары и так присутствуют в одном виртуальном помещении, то, например, TikTok вполне может размещать свой развлекательный контент в метавселенной. Например, трехмерные ролики, позволяющие полностью погрузиться в то пространство, где котик бьёт свою хозяйку лапой или тупой алкаш ворует коньяк под камерой супермаркета.
Можно привести аналогию из нынешней реальности: социальные сети не конкурируют с Google Play и AppStore. Они конкурируют между собой, размещая свои приложения и на Google Play, и на AppStore, а те в свою очередь конкурируют между собой. Будет ли Apple создавать свою метавселенную, на которую можно войти только с очками от Apple, продолжая расширять пропасть между яблочниками и остальным миром — отдельный и слишком сложный вопрос.
Видимо, нам придется пройти через конкуренцию между разными метавселенными, как сегодня мы мечемся между разными мессенджерами. Какая-то платформа будет предлагать идеальную механику для бизнеса, а какая-то — для развлекательной индустрии. Охватив все подобные составляющие, метавселенная получит безусловное преимущество перед конкурентами.
И вопрос лишь в том, насколько быстро эта темная лошадка успеет захватить рынок, чтобы удавить в зародыше конкурентов из других географических зон. Сегодня эта экспансия будет опираться на серьезный опыт конкуренции традиционных соцсетей. И остаётся лишь наблюдать, смогут ли IT-гиганты учесть ошибки и найти способ создать условную Instagram-метавселенную, заняв 100% рынка и не дав ворваться на него условной TikTok-метавселенной.
Реальность и метареальность. Мир уже не будет прежним?
Наше биологическое нутро всегда настороженно относится к возникновению или открытию новых пространств. Для кого-то это инопланетные цивилизации. Для крепостного в XIX веке это соседняя губерния, где обитают люди с пёсьими головами. Для современного американца это пугающее культурно-экономическое пространство Китая. Для пожилого российского истеблишмента — это интернет, в котором непонятно что происходит, но что-то нехорошее и американское.
Когда речь идёт о метавселенных, биологический инстинкт активирует страхи, лежащие на поверхности:
Виртуальная реальность засосет нас на 24 часа, пока мы будем зарастать бородой, сидя в очках и в халате, заляпанном чипсами и газировкой?
Мы станем асоциальными и боящимися реального общения?
Мы перестанем различать границу между реальностью и матрицей?
Мы все запремся в 5-метровых квартирах и уйдем в искусственную реальность?
Многие из подобных страхов не подтверждаются нашим опытом. А многие оказываются не такими жуткими, как рисует сознание, стремящееся к сохранению старого и привычного.
Интернет действительно запер массы в их жилище, а их сознание в электронных гаджетах. Но эффект такого погружения оказался не таким пагубным. Со временем в перечне ценностей появились такие вещи как красивые общественные места и активный образ жизни. Просто потому, что опыт замыкания в интернете показал, насколько важно выбираться куда-нибудь время от времени. Это, в свою очередь, сделало разумную градостроительную политику одним из требований, которые избиратели предъявляют политикам.
Стирание границы между реальностью и мета-реальностью похоже на проблему с избытком информационных потоков в современном мире. Поколение «альфа» (рождённые после 2010 года) лучше выдерживает эту информационную бурю, хотя и теряет способность концентрироваться. Поэтому страх утраты границы между реальностью и метавселенной — это страх старпёра из эпохи двухмерных дисплеев. Для нового поколения такая проблема вряд ли будет восприниматься как проблема.
А неспособность концентрироваться, возможно, станет спасительным фактором устранения всех ненужных профессий, которые требуют выполнения неинтересных и бесполезных задач. Вместо работы логистом в компании автоперевозок поколение «альфа» предпочтет работу по автоматизации логистики с использованием искусственного интеллекта. Сидишь себе в 3D-симуляторе, управляешь виртуальным грузовиком, обучая искусственный интеллект фиксировать и объезжать препятствия, а тебе за это ещё и платят.
Что же касается уменьшения площади среднестатистического жилья, то эта тенденция уже стала частью реальности в мегаполисах. Виртуальное пространство плюс продуманные общественные пространства лишили жилище той роли, которую оно играло раньше. То есть роли пространства, где происходит всё самое важное в жизни добропорядочного семьянина.
Сегодня желание российского чиновничества иметь огромный дворец в мраморе и золоте стало восприниматься как непрактичный с точки зрения обслуживания способ компенсировать обострённую потребность в общественном признании, которая никогда не будет удовлетворена, потому что ты просто отталкивающая личность.
Диалектическое снятие старых проблем и новые проблемы виртуального мира
Как уже отмечалось, в такой новой форме реальности старые проблемы не решаются, а диалектически снимаются.
Сегодня невозможно предсказать, как именно изменится мир. Но будущее некоторых очевидных проблем прошлого, которые снимаются метавселенными, вполне возможно спрогнозировать.
Защита авторских прав и проблема подделок предметов «искусства». Если Вы используете популярную и престижную NFT-картину, которая висит в вашем виртуальном офисе, теперь она висит только в вашем офисе. Если кто-то пытается разместить на своём участке «Мону Лизу», NFT которой вы купили, система просто удалит её. И кому какое дело, что оригинал висит в Лувре. Ведь все теперь сидят в метавселенной, а Лувр посещают лишь любители поразглядывать кракелюры на холстах.
«Риторика ненависти». Оскорбительное поведение больше не является безнаказанным. Теперь цифровой код формирует ваш социальный рейтинг и накладывает ограничения. Быдлячество становится реальным препятствием существовать в новом обществе, получать работу, товары и услуги. И если современный китайский социальный рейтинг привязан к вашей фотографии в паспорте, то в метавселенной он привязан буквально к вашему аватару, и хакнуть эту реальность почти невозможно. Ведь сам великий и ужасный цифровой код не даст вам сделать заказ в «KFC».
Теперь, если Васяну из Быдлогорска не нравится Стас с пирсингом и мелированной челкой, навалять по сусалам не получится из-за отсутствия у аватаров функции «навалять». А за выражение недовольства можно уйти в минус по социальному рейтингу и получить запрет на выход за пределы мета-трущоб, где нет приличных мета-офисов для престижной мета-работы.
Политические протесты.Разгон протестов больше невозможен, если оператор метавселенной не забанит возмутителей спокойствия. Уважаемые граждане больше не мешают проходу граждан. Ведь физическое пространство метавселенной условно, и перемещение из точки А в точку Б путем телепортации не требует преодоления пространства между ними. Национальные правительства больше не способны помешать гражданам собраться в одном месте и показать друг другу, насколько их, противников правящей элиты, много. И сколько ни закупай 3D-моделей автозаков и дубинок, функции удара в метавселенной нет, а любые ограничительные инструменты — в руках разработчика. Впрочем, есть повод выделить больше денег на аватаров-троллей для «альтернативных» провласьных митингов и на пропаганду, которая расскажет о том, что на самом деле американец Цукерберг наштамповал ботов для создания видимости протеста.
Коррупция. Существует два основных метода борьбы с коррупцией. Во-первых, она должна стать неоправданно рискованной для получателя коррупционных благ. Во-вторых, она должна стать слишком дорогой для дающего. В первом случае вводятся меры контроля, устанавливается наказание и вознаграждается доносительство, чтобы посеять атмосферу недоверия. Во втором случае вводятся строгие бюрократические правила, а принятие исключительных решений переносится на максимально высокий уровень и распределяется между большим количеством акторов. То есть чем выше нужно давать взятку и чем большему количеству людей её надо дать, тем больше сумма взятки и тем больше риск попасться.
В метавселенной, в которой властвует цифровой код, коррупция поднимается до уровня того, кто администрирует этот код, то есть на владельце метавселенной и его сотрудниках. А сам факт взятки или иной коррупционной сделки может осесть в блокчейн-коде и навсегда нависнуть угрозой над коррупционером.
И это ещё один участок фронта, на котором частные корпорации могут потеснить государство.
Подводя итог
Итак, создать детальную модель будущего общества, существующего в двух разных 3D-пространствах, сложно. Но что совершенно ясно, вкладываться в метавселенные, безусловно, стоит. Главное держать руку на пульсе, чтобы не сдать свои денежки в провальный или вовсе мошеннический хайп-проект с фантиками и скамом.
А опасения касательно негативного влияния новой виртуальной реальности на подрастающее поколение и общество в целом — это классическое дребезжание старпёров, цепляющихся за старое и понятное. И это не проблема подростков, которые сами найдут себе место в новой жизни, а как раз-таки проблема старших поколений, которым, напротив, нужно помочь.
Поэтому, обращаясь к поколениям Z и «альфа», хотим призвать: во-первых, купите своим родителям VR-очки, во-вторых держите их подальше от политики, избирательных участков, депутатских кресел и чиновничьих должностей. В общем, от любых способов политического выражения, которыми старпёр может навязать вам свои ограничения и отнять у виртуального пространства метавселенных ту свободу, которую они когда-то отняли у интернета.
*Компания Meta признана экстремистской в РФ