Если настроение скачет от эйфории до астении, друзья стали лгунами, а гороскопы кажутся подозрительно правдивыми, возможно, у вас психоз. Если такие же симптомы есть у окружающих, вероятно, психоз массовый. Подобное уже не раз случалось: в Страсбурге в 1518-м танцевальная лихорадка на несколько дней заставила горожан плясать на улицах без остановки, в Салеме в 1692-м жители приняли внезапные припадки четырёх девочек за одержимость дьяволом и начали охоту на ведьм, в США в 1962-м работники текстильных фабрик столкнулись с непонятным расстройством — тошнотой, рвотой, мигренью и онемением конечностей.
Понимая, что массовый психоз может случиться и в России в наши дни, писатель Миша Токарев исследовал случаи коллективных помешательств в фантасмагорическом эссе «Танец квёлых молекул» и обнаружил их первопричину — спорынью, которая попадала в организм людей с хлебом. Как распознать отравление паразитическим грибом? В каких условиях он размножается? Почему спорынья любит библиотеки? Каким образом она становится причиной необоснованной агрессии? И как плесень связана с паранормальными явлениями?
(эссе о возможных причинах агрессивного поведения граждан, о влиянии плесени на психику, а также о связях спорыньи с паранормальными явлениями)
Вы что-то чрезвычайно раздражены. В то же самое время раздраженность не способствует инициативе, вы безынициативны. Вы переменчивы в своих ощущениях, страх неизвестности сменяется апатией, возможно, депрессией. Ваша работоспособность снизилась, снизилась. Вы больше не верите своему окружению, бывало, они вас обманывали, а вы потом им верили, не надо этого делать. Однако мы поспешили с выводами, есть кое-что, чему вы уделяете внимание, кое-что, чему уделять внимание вам было несвойственно, магические ритуалы, хиромантия, метафизическая хренотень. Вы слышите переговоры в розетке, или не в розетке, или не переговоры. В сущности, это не столь важно, ведь галлюцинации, зрительные или слуховые — явление малоприятное. Меж тем, настроенческие полюса от эйфории до астении стремительно чередуются. Вас бросает в жар, бросает в холод, вас бросает на прикроватный столик, когда вы, превозмогая очередной приступ судорог, идете так сказать в туалет. Не поздравляем, у вас психоз!
Какую природу имеет ваш психоз — дело второе — абстинентную, органическую, соматогенную и так далее. Неизменно одно — качество жизни, если оценивать ее по пятибалльной шкале, так или иначе ухудшится. Ухудшится, словно успеваемость юного токсикомана, вдыхающего пары от поэтической книги Луизы Глюк. И здесь возникают вполне логичные вопросы: что делать, как лечить, к кому обращаться. Если, допустим, вы уже состоите на учете у психиатра, тогда вопросы эти, в сущности, несерьезны. Однако тем, кто столкнулся с психозом впервые, наиболее ценным, как нам кажется, шагом будет посещение участкового терапевта. Ведь причины возникновения психозов, как мы заметили выше, могут быть самыми разными. В том числе, в связи с нарушениями работы щитовидной железы, гормональными сбоями, нередко такие помехи в работе организма служат катализатором подобных психических процессов.
Как раз об одной из причин полета кукушки мы бы и хотели порассуждать в данном тексте, а также о возможных последствиях. Ряд психиатров считает овец и замечательно спит по ночам. В то время как другой ряд считает, что психоз индивидуума может быть вызван массовым психозом. Иными словами, весь негатив, накопленный окружающими, преобразуется в волны, которые поражают людей, не испытывающих никаких негативных эмоций. То есть массовое безумие способно приобретать характер, к примеру, холеры. В истории есть немало подтверждений тому, что заразность психических заболеваний явление поистине пугающее. Мы знаем о таких происшествиях, как коллективные галлюцинации, теории заговоров. Внушаемость и подражаемость граждан, во многом, способствуют массовому психозу. Порой вспышки полетов кукушек напоминают самые настоящие эпидемии, охватывающие целые города.
Далее нам бы хотелось привнести некоторую конкретику. Проиллюстрировать озвученные тезисы непосредственными примерами. И вот, с чего можно было бы начать. А начать можно с города Страсбурга, а именно с танцевальной лихорадки лета 1518 года. Когда некая женщина пустилась в пляс, а спустя несколько дней, изможденная, упала на мостовую. Примечательно, что к женщине присоединились прочие жители Страсбурга. Спустя неделю их насчитывалось 34, спустя месяц танцующих горожан было 400. Часть граждан отправилась на цокольный этаж бытия в результате сердечных приступов, вызванных переутомлением. Врачи того времени не могли дать точных ответов о причинах танцевальной лихорадки, также со стороны врачей не последовало какой-либо помощи, ведь, не зная первопричину, помочь не представляется возможным. Впрочем, представители церкви так же не в силах были прогнать сущности, терзающие горожан. Постепенно танцевальная лихорадка прекратилась. Что это было — особый вид эпилепсии, отравление, тайная религиозная церемония (среди версий учеными называлась, в том числе, тайная церемония) — ответить четко, с толком, с расстановкой никто не смог и по сей день.
Движемся далее. Не менее странный по своей сути эпизод массового безумия — так называемый процесс по делу Салемских ведьм. Произошло это знаменательное событие в 1692 году, когда у девочек Эбигейл, Бетти, Анны и Элизабет начались припадки, которые трактовались местными жителями как одержимость тем, кого мы предпочитаем не называть. Учтём менталитет проживающих в штате Массачусетс граждан, где, собственно говоря, находится город Салем — чрезмерную религиозность, радикальный протестантизм, пуританство, присущие людям, которые населяли эти земли, а также веру в то, что ранее эти места были прибежищем того, кого мы предпочитаем не называть. Все это определенным образом повлияло на мировосприятие, суждения, можно сказать, исказило картину мира жителей. И те психические отклонения девочек, к примеру, неестественные позы, судороги, решились бы в современном обществе походом к соответствующему специалисту, а также медикаментами. В то время девятнадцать человек все-таки были повешены, а один старик даже раздавлен камнями.
Если у читателей возникло впечатление, что массовые какие-либо эти самые, психические наваждения, присущи определенному времени, то спешим заверить, что случаи, когда группы людей подвергаются ментальным атакам, продолжаются и продолжаются, и продолжаются. Например, как в истории двух женщин из Английского города Галифакса в 1938 году. По их утверждениям, на барышень было совершено нападение некого мужчины с молотком. Отличительной чертой нападающего были яркие пряжки на обуви. Так называемые нападения в дальнейшем ощутили на себе соотечественники женщин. Правда, вместо молотка жертвы заметили у мужчины нож. В связи с паникой, царившей в Галифаксе, полиция Скотланд-Ярда никого не нашла — ни мужчину с молотком, ни мужчину с ножом. А нападения списали на массовую истерию. Ведь яркие пряжки на обуви примета весьма относительная.
Завершает сегодняшнюю подборку массовых полетов кукушек случай, произошедший в 1962 году. Именно тогда на одной из американских текстильных фабрик работники столкнулись с вообще непонятным расстройством. В частности, люди испытывали тошноту, рвоту, вспышки мигрени, онемение конечностей. Позже специалисты в области психологии обосновали страдания работников фабрики июньской жарой и налетами насекомых — зматывающим трудом, обезвоживанием, укусами кровососущих. Иными словами, произошла массовая истерия на фоне стресса. В любом случае, как мы можем заметить, переработки и бесправие никого до добра не доводили. Поэтому нам кажется, что обращение в профсоюзы — действие правомерное. Однако это не совсем относится к теме сегодняшнего текста.
Меж тем пытливый читатель вместе с пытливыми нами подошел к оглашению возможных причин возникновения массового безумия, что там безумия, натуральной чумы. Конечно же, называние данных причин относится к разряду гипотез, и что-то нам подсказывает, что безоговорочных доказательств не последует. Так или иначе, поговорить хотелось бы о паразитическом грибе спорынье, который содержит весьма токсичные алкалоиды. Преимущественно растет этот подлец на колосьях злаковых, пшенице, рже. Именно из спорыньи Альберт Хофман умудрился выделить лизергиновую кислоту, хотя, стоит заметить, что нечто схожее по составу с этим веществом попадало в пищу людей задолго до синтеза ЛСД, вызывая поистине странные коллективные психоделические переживания. Также, несмотря на свою разрушительную силу, (может ли паразитический гриб обладать силой, могут ли грибы обладать силой), с древнегреческого слово спорынья означает «изобилие», «избыток», созвучное с плодородием, а не с безумием. Склероции гриба, то есть некое количество затвердевшего мицелия выглядят как черно-фиолетовые продолговатые удлиненные образования, редко с белым или желтоватым налетом. Если представить пшеничный колосок, то гриб спорыньи будет напоминать темные рожки, как у быка, олицетворяющего, скажем, ночь. Ночь, когда снятся кошмары.
У недомоганий, вызванных отравлением спорыньей, имеется свое название. Согласно статье из советской энциклопедии, поражение человека или животного алкалоидами спорыньи именуется не иначе как эрготизмом. Преимущественно яд попадал в организм селян или горожан с хлебом. Примечательно, что инфицированная пшеница, став мукой, а впоследствии хлебобулочными изделиями, то есть, пройдя стадии обработки, выпечки, не теряла своих наркотических свойств. Этот поистине негодяйский гриб паразит способствовал возникновению галлюцинаций, различных бредовых состояний, а также зуду, конвульсиям, спонтанным болям в теле и еще тому, что мы не хотели бы называть. Как правило, врачи выделяют две формы эрготизма. Для описания первой формы все-таки придется назвать то, что мы не хотели бы называть. Так вот, к ней относится гангренозная, или огонь святого Антония, или огненная чума. Ко второй форме принято относить конвульсивную, она же ведьмина корчь. Огонь святого Антония, как правило, сопровождается психическими поломками, происходит сокращение мышц, случаются почернения конечностей. Об этом пункте нам бы не хотелось говорить более предметно, так как нам кажется, что лишнее упоминание подобных явлений негативно влияет на нашу собственную психику. Можем лишь отметить, что название, в котором присутствует словосочетание «священный огонь», действительно, обугливает конечности несчастных. Что же касается ведьминой корчи, то здесь мы видим схожую симптоматику. Однако ко всему прочему добавляются сильнейшие конвульсии, бредовые мысли, тревожные состояния, сопряженные с галлюцинациями, в том числе, слуховыми, визуальными.
Не лишним будет заметить, что вспышки эпидемий эрготизма, как правило, упоминаются в контексте Средних веков. Причины кроются в недостаточном знании, как ухаживать за сельскохозяйственными культурами. Европейская почва была как будто не требовательна ко ржи, которую сеяли крестьяне. Как бы то ни было, сорняки, мелкие вредители являлись не основными, как оказалось, проблемами средневековых колхозников. Заражение посевов спорыньей происходило преимущественно в связи с климатическими особенностями. В частности, высокий уровень влажности, низкая температура — данные факторы приводили к печальным с точки зрения здоровья людей последствиям. Также не следует забывать, что в определенной степени голод, присущий самым разным временам, а Средним векам особенно, в силу ряда причин, заострять внимание на которых мы не будем, толкал людей употреблять отравленный хлеб. Таким образом, эпидемии эрготизма распространялись от деревни к деревне, от города к городу, и спорынья вершила свои грязные делишки. К примеру, в книге «Яды прошлого: плесени, эпидемии и история», изданной в 1989 году, профессор Мэри Килбурн подтверждает данную мысль, говоря о том, что спорадические вспышки неадекватного поведения, а также высокие показатели смертности в период с 14 по 18 века, вполне вероятно, были вызваны пищевыми отравлениями хлебом с грибком.
Обратимся к недавней истории, которая замечательным образом описана в Томских губернских ведомостях. Некий врач по фамилии Воронов в 1865 году в этих самых Томских губернских ведомостях говорит об эпидемии. В частности, рассказывает Воронов о деревне Вагановой, в которой проживала безымянная крестьянка, однажды она захворала. И, когда произошел один из приступов так называемой корчи, данная крестьянка «выкликала имя» другой крестьянки, уже не безымянной, Волковой. Что значит «выкликала имя»? То есть происходило самое настоящее кликушество, иначе говоря, была продемонстрирована бесноватость. Согласно советской энциклопедии, кликушество — это поверье о порче, что, в принципе, является первопричиной последующих злоключений с шепотом в голове, бредом и т. д. Однако, если это вера в то, что некто совершил подселение к тебе чужой сущности, должен быть тот, кто, собственно говоря, виноват. Безымянная крестьянка, а она по-прежнему безымянная, ведь имени мы не знаем, в приступах так называемой корчи поведала, что Волкова ее испортила, подсадив в живот не к ночи упомянутых Ч. Прочие, захворавшие крестьяне, услышав такую убедительную версию событий, поверили, причин не верить попросту не было. Более того, заболевшие стали вспоминать места, обстоятельства, когда Волкова могла их испортить. Мы не знаем точно, виновата ли Волкова, или дело только лишь в спорынье, поэтому делать какие-либо выводы не беремся. Вскоре начался судебный процесс. О дальнейшей судьбе предполагаемой ведьмы доподлинно ничего не известно.
Каким же образом галлюциногенное воздействие спорыньи коррелирует, вернее, через что происходит это воздействие в современном социуме. Казалось бы, зернообрабатывающие предприятия сейчас вполне научились бороться с различными видами плесени. Однако нам стало известно, правда, мы додумались до этого не сами, а прочитали в энциклопедии грибника. Существует высший класс грибов из четырех возможных, способных жить в контакте с корнями древесных растений. И в этой связи вспоминается научная статья, опубликованная в 1995 году в издании под названием «Lancet», что переводится, судя по словарю, не иначе, как «скальпель». В этой статье миколог Р. Дж. Хэй вводит термин «синдром библиотечного недомогания». Ученый предполагает, что посетители библиотек нередко подвергаются отравлениям, порой незаметным, а порой очень даже заметным. Книги, как правило, производятся из деревьев. И в этом случае токсичная сила плесени, если мы не отрицаем возможность симбиоза между древом и грибом, а мы не отрицаем, данное предположение имеет право на жизнь. Ранее мы говорили о том, что крестьяне подвергались интоксикациям исключительно при употреблении зараженного хлеба. Но, как вы можете заметить, существуют также иные каналы передачи хвори гражданам. В частности, речь как раз-таки о вдыхании спор плесневых грибков. Читатели, посещая библиотеки, предположительно дышат. Дышат они, соответственно, спорами. Р. Дж. Хэй предполагает, что любители книг, испытывая внезапно возросшую работоспособность, креативность, пугающую ясность сознания, подобно той, какую испытывают потребители стимулирующих препаратов, становятся жертвами грибов.
Помимо предположений господина Р. Дж. Хэйя у нас имеются результаты исследования о влиянии микотоксинов на человека. А именно, статья психиатра-невролога Л. Д. Эмптинга «Неврологический и нейропсихиатрический синдром особых воздействий плесени». Помимо теоретизации, Эмптинг, являясь действующим сотрудником в частной нейродиагностической клинике, неоднократно сталкивался с гражданами, подвергшимся нападению спор. В своем исследовании, обнародованном в 2009 году, ученый связывает нейропсихиатрическую и неврологическую симптоматику с воздействием грибков. Данный вывод психиатр делает на основании длительной работы, проведенной с пациентами, которых направляли к нему специалисты самых разных направлений. Эмптинг заостряет внимание на том, что влияние микотоксинов, будь то вдыхание спор в библиотеках, в зданиях, употребление зараженной воды, пищи ошибочно может быть принято за клинические признаки прочих, схожих неврологических расстройств, диагностируемых ежедневно в поликлиниках. В том числе, имитировать болевую симптоматику, расстройства, связанные с опорно-двигательным аппаратом, с прочими проявлениями, к примеру, слабоумием, делирием.
Как бы то ни было, психиатр настоятельно рекомендует покинуть место, которое предположительно населено плесенью. В дальнейшем, при обращении в соответствующие органы, пациент обязан получить квалифицированную помощь. Важное дополнение: Эмптинг, опираясь на результаты нейродиагностических исследований, акцентирует на том, что необходимо четко различать недуги неврологические, являющиеся развитием имеющихся патологий, и расстройства, вызванные микотоксинами. Для полноты клинической картины, следовательно, для наиболее правильного подхода к лечению. Собственно, вопросом, касающимся исцеления, целиком и полностью должны заниматься специалисты, никакого самолечения. По словам ученого, комплексный анализ пострадавшего, и выявление в нем агентов плесени, минимизирует риски оказания неправильной помощи. Эмптинг не исключает, что при обнаружении в пациенте агрессивных видов грибков, нужно заняться их устранением прежде, чем бросать врачебные силы на лечение сугубо психиатрических отклонений. По опыту психиатра-невролога, большинство пациентов, при условии, что в будущем те вновь не посетят зараженное здание, не прочитают ни одной инфицированной книги, возвращаются к своему нормальному состоянию. Естественно, при должном уходе. А еще Эмптинг утверждает, что при работе с людьми, страдающими Альцгеймером, и прочими нейродегенеративными недугами, он обнаружил в тканях центральной нервной системы следы грибковой инфекции. Нам не удалось найти подтверждение данной гипотезе, поэтому мы оставляем ее без должного внимания, и не пытаемся развить.
Наконец, мы переходим к части нашего текста, где произойдет пространное рассуждение о том, имеется ли связь между плесенью и паранормальными явлениями. Забегая вперед, мы говорим свое неуверенное «да». Субъекты, испытывающие на себе воздействие так называемых беспокойных духов, к примеру, самопроизвольное возгорание предметов в квартире, движение мебели, необъяснимые шумы, вполне вероятно, как вы можете догадаться, сталкиваются с активностью микотоксинов. Так или иначе, сценарии, связанные с отравлением, не следует исключать. Как и в случае с нейродиагностикой Эмптинга на предмет наличия грибков у пациентов, сотрудниками САНЭПИДЕМСТАНЦИИ осуществляется диагностика домов с привидениями, и при обнаружении плесени, принимаются необходимые меры по ее устранению. Гражданам, испытывающим подобного рода дискомфорт, будь то электрические голоса, которые издает давно не работающий телевизор, или, к примеру, левитация посуды с последующим крушением, следует контролировать этот вопрос. И не стесняться обращаться к дезинфекторам.
Любопытным с точки зрения выявления зависимости полтергейста от плесени является исследовательский проект, запущенный профессором гражданской и экологический инженерии Шейном Роджерсом. В 2015 году мужчина инициировал исследование воздуха в «неспокойных» постройках, где предположительно происходят паранормальные явления. Роджерс задался этим вопросом еще в школе, когда смотрел телевизионные шоу, повествующие об охотниках за привидениями. По замечаниям будущего профессора, здания, которые посещали любители выводить на чистую воду нечисть, зачастую показывались грязными, захламленными, пораженными плесенью. И поэтому юный Шейн задался вполне логичным вопросом, способен ли воздух в этих местах влиять на сознание людей. Ученый предположил, что переживания, встречи с призраками, искажение реальности подобны симптоматике психических или неврологических расстройств. К тому же, Роджерс провел аналогию, изучив и сравнив показания граждан, подвергшихся влиянию токсичных форм плесени с теми, кто предположительно контактировал с потусторонними силами. Мужчина пришел к выводу, что ряд грибов, например, спорынья, способны провоцировать у людей возникновение психозов. Некоторые респонденты сообщили также ученому о глубокой депрессии, тревоге, галлюцинациях, что впоследствии трактовалось профессором как побочные эффекты от знакомства с микотоксинами. Проект, запущенный Роджерсом, насколько нам стало известно, действует до сих пор, а мы пишем эти строки в 2022 году. Профессор с группой своих студентов посещает художественные музеи, заброшенные ангары, квартиры, где предположительно были зафиксированы беспокойные духи, анализируют найденные виды плесени, берут образцы воздуха, каталогизируют полученные результаты.
Существует ли угроза вспышки эрготизма в России? Способна ли спорынья и прочие микотоксины спутать сознание наших граждан сегодня? Юрий Дьяков, биолог, профессор МГУ предположил, что агрессивное поведение в очередях на почте, потасовки на рабочих местах, в пробках, нежелание уступать места лицам пожилого возраста в троллейбусе — может быть связано с отравлением грибными токсинами. В пользу этой версии говорят наблюдения историков. Различные военные кампании в Средние века, в частности, в Европе начинались примерно в то же самое время, когда фиксировалось массовое отравление спорыньей. Именно в такие моменты сознание граждан было затуманено, терялась связь с реальностью, а главенствующей эмоцией становилась немотивированная злость. Нечто схожее, замечает Дьяков, разворачивается в данный момент «благодаря» грибу фузариуму. Фузариум в свою очередь вредит народному хозяйству, его патогены способны вызвать заболевания, токсикозы у растений и прочих живых организмов, в том числе, у граждан.
Нам кажется, что версия с токсинами, которые выделяет фузариум, как одно из возможных объяснений агрессивного поведения не только наших соотечественников, но людей на всей планете вовсе не лишена смысла. С другой стороны, мы ощущаем определенные сомнения, странно винить только лишь плесень, вам так не кажется? Химическими ли процессами обуславливается наша перманентная злость? Быть может, дело обстоит несколько сложнее, и всему виной, не к ночи упомянутые Ч. В таком случае, что дает им силу властвовать над нами? Мы ли граждане, увлекающиеся гороскопами, эзотерикой, хиромантией, заплутавшие, какие угодно еще, предоставляем возможность селиться в наших сердцах, совершая опрометчивых действия? Любопытно, что в активной фазе ненависти нельзя находиться год, два, десять лет — сгоришь и не заметишь. А если по каким-либо причинам не сгоришь, то в период затишья-опустошения существует опасность возникновения депрессии, печали. И в этой связи вспоминаются слова священника Павла Гумерова: «Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из 8 страстей. С одной стороны мучает человека (страсть — значит страдание), а с другой стороны доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок дьявола. И страдающему печалью тоже, как ни странно, в чём-то нравится сладостный плен страсти». Что же предпринять в таком случае, где искать утешения? Павел продолжает: «…повторяю, выйти из печали непросто, это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду». Во труде спасемся, дорогие читатели.
Заглавная иллюстрация: Таня Юрьева